Необоснованно активное поведение детей, которое выходит за рамки обычных игр, неусидчивость или неспособность сосредоточиться на умственном труде могут говорить о таком нарушении, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Это распространенная проблема в детском возрасте, и если ее оставить без внимания – синдром может иметь серьезные психологические последствия уже во взрослой жизни.
Как определить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка, по каким симптомам и признакам можно говорить о наличии заболевания у детей до 1 года, дошкольного (в 2, 3, 4, 5 лет) и школьного возраста, есть ли способы лечения патологии, и что при этом делать родителям? Обо всем по порядку!
Что это такое
Что представляет собой гиперактивность ребенка? СДВГ является распространенным нарушением у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При гиперактивности дети неусидчивы, их поведение – неудовлетворительное, а активность – высокая по сравнению с ровесниками.
Малыш может не идти на контакт со сверстниками и вообще избегать общения, замыкаясь в периоды «затиший» в себе.
Неврологи считают, что часто такая модель поведения не только передается от взрослых, но и сам синдром является наследственным психологическим нарушением (хотя бы у одного из родителей каждого третьего пациента с СДВГ такой же диагноз был в детстве).
Причины развития такого состояния:
- преждевременные роды;
- сильные токсикозы у матери в период беременности;
- затяжные или, наоборот, слишком стремительные роды;
- внутриутробная асфиксия.
Не всегда эта проблема возникает на стадии вынашивания. Гиперактивность часто диагностируется у детей, чьи родители придерживаются слишком строгих методов воспитания.
Нарушение проявляется на фоне постоянных стрессов, которые испытывают дети в конфликтных семьях.
Основные признаки СДВГ у детей
Определить наличие синдрома просто даже неспециалисту.
Скорее всего, гиперактивность есть, если родители замечают следующие особенности в поведении:
- В умственном развитии ребенок не отстает от других детей и успешно занимается умственной работой, но допускает нелепые и простые ошибки по причине невозможности сосредотачиваться на заданиях. Задачи могут выполняться не до конца.
- В ходе выполнения сложных задач, состоящих из нескольких этапов, на определенной стадии теряется к таким занятиям интерес, даже если у него получается. Более того – дети стараются отлынивать от таких заданий.
- Вне зависимости от вида деятельности или игры всегда находятся отвлекающие факторы.
- Ребенок часто теряет свои вещи, проявляет забывчивость в разных делах.
- Во время волнения отмечаются непроизвольные движения конечностей, подергивания, мимические жесты.
- Дети с СДВГ чаще передвигаются бегом, чем пешком, и вообще не способны долго оставаться в спокойном состоянии.
- Детям с СДВГ не нравятся спокойные настольные игры.
- Во время занятий постоянно возникает потребность встать с места.
- Беседы с такими детьми долго могут не прекращаться. Если общаются другие люди, находящиеся поблизости, дети вмешиваются в беседу.
По отдельности каждый из этих признаков не говорит о серьезных нарушениях, и иногда это — проблема воспитания.
Но детей, у которых наблюдается, как минимум, шесть-семь таких симптомов, необходимо обязательно проверить на наличие гиперактивности, особенно если такие признаки не проходят в течение 4-5 месяцев и дольше.
Диагностика
Для постановки диагноза «гиперактивность» (или его опровержения) ребенка необходимо показать детскому психологу и неврологу.
Опрашивают родителей врачи с целью выяснить, нормально ли протекала беременность. Психолог со своей стороны выявляет разницу в поведении малыша дома, в общественных местах и на прогулках.
Иногда за гиперактивность ошибочно можно принять последствия вседозволенности со стороны родителей. Дети могут так вести себя только в кругу семьи.
Далее проводится беседа с ребенком: уже на этой стадии отмечаются характерные отклонения в поведении. Детям от пяти лет и старше могут дополнительно назначаться психологические тесты.
Их цель – не только выявить умственные способности, но и понаблюдать за поведением ребенка во время тестирования.
При подозрении на патологии головного мозга, которые могут приводить к подобным расстройствам, назначаются инструментальные обследования: реография, электроэнцефалография и МРТ.
Способы лечения, прогнозы на будущее
Сам синдром как заболевание не лечится радикальными методами. Предполагается лишь симптоматическая терапия, направленная на снижение активности и нейтрализацию агрессивного поведения.
Медикаментозные
Медикаментозное лечение:
- Симпатомиметики. Такие средства стимулируют работу головного мозга и повышают тонус его клеток, приводя в норму мозговую активность.
- Психостимуляторы. Действие препаратов направлено на нормализацию биоэлектрической активности мозга. При таком лечении снижается активность и уменьшается риск развития депрессивных и неустойчивых состояний.
- Ноотропы. Такие препараты улучшают обменные процессы головного мозга, вследствие чего стабилизируется и поведение.
- Антидепресанты. Способствуют повышению внимания и устраняют чрезмерную активность и импульсивность.
Обычно курс лечения такими средствами длится в течение нескольких лет. В некоторых случаях продолжительность лекарственной терапии — до достижения подросткового возраста.
Рецепты народной медицины
Народная медицина – это дополняющее лечение, которое помогает снизить активность ребенка и лишь во вторую очередь такие средства влияют на умственные способности, улучшают сон, память и повышают внимание.
Использовать можно следующие средства:
- На полтора стакана кипятка добавляют две столовые ложки шишек хмеля. Кипятят еще 3-5 минут, а после остывания фильтруют через марлю.
Средство необходимо пить по одной чайной ложке три раза в день.
- В стакане кипятка в течение 15 минут настаивают столовую ложку зверобоя. Отфильтрованный состав дают ребенку по две столовые ложки два раза в день.
- В кастрюлю наливают три литра воды и доводят ее до кипения, кладут в нее 2-3 столовые ложки хвои.
Через двадцать минут, когда хвоя даст в кипяток соки, воду выливают в ванну, в которой будет купаться ребенок. Такие ванны рекомендуется принимать каждый вечер перед сном.
Еще больше о симптомах гиперактивности у детей и способах лечения патологии узнаете, посмотрев следующее видео:
Хотя гиперактивность и распространенный синдром, он не является серьезным патологическим нарушением. Более того – часто с такой проблемой можно справиться даже без медикаментозного или психотерапевтического лечения.
Достаточно терпеливо и регулярно проводить с ребенком беседы о непристойности его поведения и не допускать дома стрессовых и напряженных обстановок.