Поведение человека любого возраста напрямую зависит от особенностей возрастного периода, в котором он находится. Особенно выражена эта зависимость у детей, ведь их психическое развитие происходит более стремительно, чем у взрослых.
Поэтому при работе с детьми необходимо знать особенности психического развития старшего дошкольного возраста.
Эти особенности должны выступать, как условия математического развития дошкольников. Именно формирование математических представлений будущих школьников является базой для успешного становления дошкольника в сфере образования.
Психологическое развитие старшего дошкольника — подготовка к школе
Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста целесообразно изучать с точки зрения деятельностного подхода в психологии, сторонники которого (А.Н. Леонтьев,его последователи В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), основываясь взглядах Л.С. Выготского, обосновали структуру возраста. В неё вошли следующие компоненты:
- социальная ситуация развития (специфическое отношение ребенка с окружающим миром, предопределяющее его образ жизни и сознание);
- ведущий вид деятельности (тот вид деятельности, которому ребенок уделяет большее время, чем остальным, причем второстепенные виды деятельности являются включенными в основную);
- основные новообразования (характеристики, проявляющиеся в конкретном возрасте, заменяющие собой предыдущие навыки и предопределяя будущие);
- возрастной кризис (период активного развития ребенка, характеризующийся разрушением привычной социальной ситуации развития и созданием новой, что отражается в поведении ребенка и выглядит как упрямство или непослушание).
Данный подход является наиболее популярным сегодня, учитывая то, что развивающее обучение, курс на которое стараются держать современные образовательные учреждения, становится самым адекватным способом обучения подрастающего поколения.
Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития старшего дошкольника может быть названа «ребенок — общественный взрослый». Она остается неизменной с младшего школьного периода и характеризуется тесным взаимодействием с миром взрослых людей. Однако в старшем дошкольном возрасте это взаимодействие становится более активным, оно направлено не только на родителей и ближайших родственников, но и за пределы семьи. Ребенок заинтересован в общении с интересующими его людьми, так он получает опыт взаимодействия, необходимый для успешной социализации.
Общение характеризуется как внеситуативно — личностное, с активностью с обеих сторон. Цель такого общения состоит не в познании предметного мира, а в непосредственной коммуникации с собеседником.
Совет родителям: не лишайте ребенка возможности посещать детский сад. Именно там он получит первые навыки общения, научится самостоятельности, дисциплине и будет всесторонне развиваться вместе со сверстниками.
Ведущий вид деятельности
Ведущий вид деятельности, как и в младшем школьном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Тем не менее, сюжеты игр меняются, особое значения имеют правила, в рамках которых должны действовать все участники игры. Познавать новое старшим дошкольникам удается именно в процессе игры.
Новообразования
Основными новообразованиями старшего дошкольного возраста являются:
- Произвольность. Все процессы начинают контролироваться ребенком, он постепенно переходит от проявления воли словом «хочу» к «надо». Более того, он способен ставить перед собой цель и последовательно идти к её достижению.
- Самосознание. Начинает складываться дифференцированная самооценка. Старший дошкольник способен выделить те области, в которых он наиболее силен. Тем не менее, самооценка остается завышенной, что является нормой для дошкольников. Возникает полоролевая идентификация.
- Изменения в эмоциональной сфере. Эмоции становятся более контролируемыми. Происходит развитие сферы чувств: появляются эстетические пристрастия, появляется чувство юмора, дошкольники способны сопереживать. Появляются новые страхи, например, становится очень сильным страх потери близких людей.
- Развитие словесно-логического мышления, осуществляемого при помощи логических операций с понятиями и посредством речевой деятельности. Наглядно-образное мышление, характерное для младшего школьного возраста, никуда не исчезает, оно просто переходит на более высокий уровень. Теперь ребёнок способен, глядя на картинку устанавливать связи между изображениями. Появляется способность к моделированию.
- Происходит формирование представления о временных отрезках, о настоящем, прошлом и будущем.
- Увеличение объема памяти. Ребенок способен непроизвольно запоминать большое количество информации. Механический способ запоминания осуществляется чаще всего путем многократного повторения. Причем дошкольник способен самостоятельно поставить цель что-то запомнить и добиться её путем повторения шепотом или про себя.
Возрастной кризис
Старший дошкольный возраст завершает кризис семи лет, знаменующий переход дошкольника в возрастной период младшего школьника. Ребенок теряет былую непосредственность, это связано с тем, что он начинает действовать не только эмоционально, но включает в определенный момент интеллектуальную составляющую. Начиная злиться, он осознает себя злящимся, начиная плакать, он осознает, что расстроен. Восприятие перемещается из области чувственного в область сознательного, то есть, ребенок может воспринимать и в то же время обобщать происходящее, то есть называть словом предмет.
Старший дошкольник начинает подражать взрослым и примерять на себя различные роли, причем не всегда уместно.
Родители могут расценивать это как баловство или даже паясничанье. Детско-родительские отношения в этот период становятся натянутыми, дошкольник настаивает на собственной позиции и не прислушивается к мнению взрослых. Желая выглядеть взрослее, ребенок старается действовать в соответствии со статусом взрослого: берет на себя новые обязанности, действует по-иному в привычных ситуациях, словом, пытается разрушить мнение о себе как о маленьком ребенке. Психика ребенка в период возрастного кризиса отличается неустойчивостью, поэтому родителям важно сохранять спокойствие.
Совет родителям: Не воспринимайте кризис 7 лет как недуг, от которого нужно оградить ребенка.
Дайте ему больше свободы и не ограничивайте ни в чем, лишь бережно контролируйте и направляйте в нужное русло. Проявлять родительскую заботу лучше всего с помощью советов, за которыми ребенок обращается сам, а не проявляя гиперопеку.
Развитие математических представлений у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст – период подготовки к обучению в школе. Математика не зря издавна считалась «царицей наук». Она не только необходима в повседневной жизни, но и служит замечательным средством развития умственных способностей человека. Формирование элементарных математических представлений как средства математического развития ребенка представляет собой совокупность следующих компонентов:
- представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
- ориентации в пространстве и времени;
- навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
- владения математическими понятиями;
- познавательных интересов и способностей, логического мышления, общего развития ребенка.
Формирование математических представлений должно опираться на возрастные особенности старших дошкольников – это главное и необходимое условие. Образовательная деятельность должна быть тщательно продумана и проходить в игровой форме с включением в нее познавательную, исследовательскую и др. деятельность. Важно сформировать познавательный интерес у детей и стремление к получению знаний.
Совет родителям: наслаждайтесь каждым моментом жизни ребенка, не допускайте мысли: «Это время как-нибудь переживем, дальше будет легче».
Каждый возраст хорош по-своему. Совсем немного времени остается до того момента, когда дошкольник станет младшим школьником и продолжит восхождение по лестнице взросления, проходя новые этапы стабильности и кризисов, приобретая новый опыт и знания.