Дословно, «алалия» означает «нет речи». Считается нормальным, что младенец до года просто лопочет.
Но если осознанные слова не появляются и после двух лет, если малыш не понимает просьбы, не называет предметы – нужно задуматься о здоровье малыша.
Что такое алалия у детей, каковы симптомы и признаки сенсорной, моторной и сенсомоторной формы заболевания, в чем состоит лечение, что можно сделать в домашних условиях, каков прогноз? Обо всем — в нашей статье.
- Виды, их причины и признаки
- Моторная
- Сенсорная
- Сенсомоторная
- Схема обследования логопедом
- Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика на ребенка
- Лечение
- Коррекция при разных формах нарушения
- Приемы активизации речи
- Развивающие занятия
- Что можно сделать в домашних условиях, каков прогноз
- Особенности отправления в ДОУ и школу
Виды, их причины и признаки
Причина алалии — повреждение головного мозга, которое возникло еще внутриутробно, во время родов или в первые пару лет жизни:
- инфекция во время беременности;
- гипоксия плода (связанная, например, с курением матери);
- тяжелый токсикоз;
- угроза прерывания беременности;
- травмы беременной;
- асфиксия (удушье) из-за обвития пуповиной или заглатывания околоплодных вод;
- скоротечные или затяжные роды;
- тяжелая недоношенность;
- травмы при прохождении малышом родовых путей, применения акушерских щипцов или вакуум-экстрактора;
- менингит;
- энцефалит;
- черепно-мозговые травмы в первые годы жизни.
Если тщательно опросить родителей малыша-алалика, можно найти сразу несколько причин задержки речи.
Все эти повреждения тормозят развитие клеток головного мозга – нейронов. Их остановка на стадии незрелых клеток происходит не локально, а во многих отделах коры.
Поэтому у младенца с отсутствием речи может быть другая неврологическая патология: склонность к неврозам, неврастении, проблемы с памятью, мышлением.
Главный симптом любой алалии – невозможность разговора. Так как речь – процесс сложный, состоит из понимания и говорения, то алалия делится на несколько видов.
Моторная
Крошка с таким нарушением понимает обращенную к нему речь, однако в ответ ничего сказать не может. Таким деткам доступен весь диапазон артикуляции, все звуки.
Но попытка сложить слова ни к чему не приводит, так как они с трудом могут воспроизводить последовательность движений губ и языка, необходимые для речи.
Малыши-алалики начинают позже гулить, лепетать, а при попытках первых слов все звуки у них путаются. Проблемы с звукопроизношением могут легко привести их к заиканию.
Самые грубые и тяжелые формы моторной алалии проявляются лепетом и активными, бурными жестами. Часто в речи преобладает негативизм, в виде повторения слов «нет», «не надо» в ответ на любое предложение.
Ребенок с моторной афазией не склоняет слова, почти все существительные использует в именительном падеже: «хочу мама». Если просить его показать, где яблоко, а где яблоки — он не сможет различить картинки.
Малыши с моторным нарушением с трудом составляют даже короткий рассказ по картинке — им не поддаются причинно-следственные связи, сложно сопоставить событие и время.
А есть ли какие-то особенности памяти у детей с моторной алалией?
Помимо речевых нарушений, у таких малышей всегда есть неречевые пробелы в развитии. Концентрация внимания снижена, есть проблемы с памятью и мышлением: объем памяти небольшой, слова запоминаются сложно, быстро забываются.
Новые слова часто употребляются неправильно, даже пассивный запас у такого малыша очень медленно пополняется новыми выражениями.
Страдает двигательная память: если попросить его повторить движения, он выполняет их с ошибками. Очень затруднена у моторных алаликов мелкая моторика – застегивание пуговиц, замков, игра с сортером.
Это подтверждает, что развитие мелких движений рук тесто связано с речью.
Сенсорная
Детям с сенсорной алалией недоступно понимание слышимых слов. В ответ на любое обращение к малышу можно услышать настоящий винегрет из слов и звуков, которые алалик когда-то слышал.
Но значение этих слов ему не понятно, поэтому какого-либо смысла такой речевой поток не несет.
Сопоставляя звук с движением губ, ребенок с сенсорным нарушением речи постепенно сможет запомнить значение некоторых слов, звуков, повторять их и даже употреблять.
Однако, это будет действительно только для того контекста, в котором ребенок слово услышал. Любое изменение ситуации, изменение формы слова, числа – для малыша это снова пустой звук.
Все сенсорные алалики стараются по максимуму использовать жестикуляцию, мимику для объяснения потребностей. Часто они чрезмерно «разговорчивы» — постоянно бессмысленно лопочут.
Изолированная сенсорная алалия встречается очень редко, обычно это смешанное расстройство, ведь слух и разговор неразрывно связаны.
Сенсомоторная
Сочетает признаки моторной и сенсорной алалии. В наиболее тяжелых формах этого нарушения малыши не говорят совсем, не понимают обращенных слов, быстро отстают в развитии.
Сенсомоторный тип отсутствия речи сопровождается неврологическими проблемами: склонность к истерикам, перепадам настроения, неврозам.
Из-за очень плохой обучаемости при отсутствии должного лечения вторичная умственная недостаточность развивается скорее, чем при моторной форме.
Видео с передачи «Спросите доктора» расскажет о симптомах сенсорной, моторной и сенсомоторной алалии у детей:
Схема обследования логопедом
Логопедическое обследование малыша направлено на выявление степени речевых нарушений.
Логопед тщательно опрашивает родителей: важно выявить, как протекала беременность, были ли факторы, которые могли привести к повреждению коры головного мозга: угроза выкидыша, гипоксия, внутриутробная инфекция.
Учитываются и осложнения, возникшие в родах: наложение акушерских щипцов или асфиксия водами.
Тщательно собирается анамнез после рождения: как он рос, как развивался, какие болезни и травмы перенес, когда начал лепетать, реагировать на речь, обращенную к нему, улыбаться.
Затем логопед оценивает уровень устной речи – как говорит, что говорит, как строит фразы, склоняет слова, описывает события. Логопед внимательно следит за артикуляцией: правильно ли воспроизводятся звуки.
Результаты исследований и консультаций всех специалистов (невролога, психолога, логопеда, психиатра) оцениваются в совокупности.
Только такое, полное обследование позволит решить, есть ли у малыша алалия, в какой форме.
Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика на ребенка
После осмотра малыша всеми специалистами, логопедом составляется документ, на основании которого может рекомендоваться специальное учреждение дошкольного образования.
В характеристике отражается психическое и моторное развитие алалика (как он себя ведет, что может делать сам, как реагирует на логопеда), уровень его речевых навыков, особенности его личности и поведения, дается логопедическое заключение.
Для эффективного исследования важно, чтобы логопед смог найти общий язык с подопечным, насколько это возможно. Иначе результаты будут неверными по причине замкнутости или агрессии малыша.
В конце характеристики ставится логопедическое заключение с указанием вида нарушения речи.
Лечение
Чем раньше начать занятия с малышом, тем лучшего эффекта можно достичь. Головной мозг младенца – развивающаяся структура, его можно и нужно стимулировать.
Лечение должно быть комплексным, проводится неврологом, психологом, логопедом. Не стоит забывать о физиотерапевтических методах: магнитотерапия, лазеротерапия, электрофорез, электропунктура, электростимуляция.
Эти методы особенно эффективны в сочетании с медикаментозным лечением. Назначаются ноотропные препараты, витамины, успокаивающие.
Главное при коррекции алалии у детей – логопедические занятия: они должны быть длительными, частыми и направлены на все стороны развития речи.
Коррекция при разных формах нарушения
Так как моторный тип отсутствия речи характеризуется проблемами с артикуляцией, на первое место в занятиях ребенка с алалией с логопедом здесь встает тренировка произношения.
Малыш будет стараться произносить звуки, слоги, слова за логопедом, имитируя его положение губ. Занятия должны быть направлены на постепенное расширение словарного запаса.
В работе с ребенком с моторной алалией широко рекомендуется логопедический массаж – это воздействие на мышцы лица, щек, губ, языка, неба.
Такой массаж расслабляет или стимулирует мышцы, отвечающие за артикуляцию, улучшает их кровоснабжение. В результате улучшается произношение и артикуляция звуков.
Дети с сенсорной формой нарушения нуждаются в соотношении звуков и слов с картинками, предметами, действиями.
На занятиях с ними важно проговаривать каждое движение, постепенно расширяя лексику, обучая правильному употреблению слов, построению фраз.
Приемы активизации речи
Активизация речи во время занятий должна быть постепенной, не вызывать у ребенка негатива и усталости.
Упражнения для детей с нарушением речи направлены на развитие внимания, умение слушать, понимать речь, уточнять смысл слов, которые называют предметы, действия.
Детям даются различные поручения, приказы, инструкции. Все материалы подбираются наглядные, конкретные. Используются картинки, книги с красочными иллюстрациями, короткие сказки.
Сначала задания подбираются такие, чтобы ответом было действие, например, «принеси мяч». Постепенно, с активизацией словаря малыша просят назвать цвет предмета — «мяч какой?».
Так, шаг за шагом, расширяется активный словесный запас сначала за счет существительных, затем прилагательных, глаголов.
Развивающие занятия
Во время занятий с алаликом развивают двигательную моторику и речевые моменты. Наиболее предпочтительны и интересны малышам двигательные упражнения, сопровождающиеся несложными звуками:
- «Козочка». Дети топают ножками, повторяют «топ, топ, топ»;
- «Жуки». Изображается жужжание – дети машут руками, говорят «жжжж»;
- «Лошадка». Дети высоко поднимают ножки, говорят «цок цок»;
- «Зайчик». Дети, подпрыгивая, говорят «скок-скок».
Используются упражнения, стимулирующие артикуляцию:
- сделать язык плоским, как «лопатка», или «чашечкой»;
- изображать цоканье лошадки языком;
- движение языком, имитирующее то, как кошка лижет молоко;
- вытягивание губ трубочкой – растягивание губ в улыбке.
Что можно сделать в домашних условиях, каков прогноз
Внимательно наблюдайте за занятиями у логопеда, воспроизводите их дома. Ежедневные занятия с логопедом не заменят ответственных родителей, которые готовы к регулярным тренировкам.
Так как основная проблема детей с алалией – в понимании и воспроизведении речи, то самое главное – не молчать.
Мама или папа должны постоянно комментировать свои действия, медленно, громко, четко: «Маша кормит кису. На, киса!».
Слова должны быть короткими, простыми, понятными в соответствующем возрасте. Между предложениями делайте большие паузы, давая время понять.
Старайтесь говорить так, чтобы малыш видел ваши губы – это важно для сенсорной формы нарушения. Если алалик произносит слово, подходящее по ситуации, старайтесь разобрать его и повторить правильно.
Например, малыш говорит «нан», глядя на банан – четко повторите несколько раз «банан». Только такие регулярные занятия могут принести пользу.
Полезно заниматься пальчиковой гимнастикой, особенно это актуально для детей с моторной формой. Точки, находящиеся на кончиках пальцев, с помощью нервных импульсов стимулируют речь. Учитесь застегивать пуговички и замочки.
Занятия делайте короткими, замечайте усталость малыша и вовремя прекращайте. Не стоит допускать того, чтобы он нервничал, иначе за занятиями у него закрепятся негативные ассоциации.
Особенности отправления в ДОУ и школу
Ребенок с алалией, независимо от ее типа, может претендовать как на обычное учреждение – обычный районный сад или общеобразовательную школу, так и на специальное, коррекционное.
Для определения, есть ли у малыша показания к посещению коррекционного сада или школы, проводится психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Это несколько специалистов — психолог, логопед, психиатр, дефектолог.
Комиссия – некомфортное мероприятие. Несколько незнакомых взрослых будут приставать с вопросами. Важно постараться подготовиться заранее, объяснить, что вреда никто не причинит.
Различными вопросами и просьбами специалисты оценивают общее, психическое, моторное, психиатрическое, речевое развитие малыша.
Результаты ПМПК содержат три пункта:
- доступны ли общеобразовательная школа, обычный сад;
- рекомендуется ли посещение коррекционного дошкольного заведения или школы;
- наблюдение у каких специалистов, как часто показано.
Если по итогам комиссии дошкольник может посещать сад для обычных детей, ему не показано посещение коррекционного заведения (илитакого нет рядом по вашему месту жительства) – малыш может отправляться в обычный сад.
ПМПК для школьника может посчитать, что ему не противопоказана обычная школа, но рекомендуется коррекционная. На выбор родителей школьник может посещать как одну, так и другую.
Если выбрана районная общеобразовательная школа, стоит следить, успевает ли школьник за занятиями, комфортно ли ему.
Если появятся проблемы, школьник может отправиться на повторную комиссию и претендовать на место в коррекционной школе.
Если ПМПК считает, что ребенок не потянет обычную школу, то директор общеобразовательной школы может отказать в приеме, ссылаясь на заключение комиссии. Тогда лучше для развития школьника подыскать специальную школу или коррекционный класс.
Количество детей с диагнозом «алалия» ежегодно растет. Причина тому – более ответственный подход родителей к развитию ребенка и диагностика.
Интеллект при речевой алалии у детей изначально хороший, но, так как малышу не доступны разговоры и многие другие способы, он может не понимать обращенные к нему слова, постепенно малыш-алалик начнет отставать от сверстников.
Все формы нарушения речи подвластны исправлению, но необходимо как можно раньше определить диагноз и начать лечение, чтобы обеспечить счастливое, разговорчивое будущее.