Многие не согласны, что воспитание детей и их духовный взгляд надо держать под контролем. Лучше оставить малышей в покое, пусть сами определяются с религиозными предпочтениями и нравственными нормативами. Есть и те родители в нашем обществе, которые воспринимают воспитание детей и их духовный взгляд, как важную составляющую своей жизни, даже особенную миссию сделать детей нравственней и чище в душе. Взгляды разные, а вот какой из них правильный, решать только родителям на семейном совете.
Воспитание детей и духовный взгляд
Воспитание и жизнь семьи – обычно, это два неразделимых понятия, ведь ребенок находится в семье, берет пример с взрослых, наблюдает за окружающим миром и делает соответствующие выводы. Происходят регулярно назидательные или непринужденные беседы, и в этом общении скрыт главный инструмент воздействия на малыша. На многократных повторениях правильных мыслей и мудрых советов базируется духовное воспитание детей. Обычно сыновья и дочери являются зеркальным отражением своих родственников, разделяют большинство взглядов, религиозные убеждения, но это только в том случае, когда в семье царит мир, понимание и согласие. А если имеется душевный «раскол», тогда практически невозможно правильно воплотить духовно нравственное воспитание детей. Помешает ненависть и непонимание в семье! А это две разрушающие силы ячейки общества.
Когда начинать нравственное воспитание?
Бесспорно, с рождения малыша. Почему? Во-первых, чтобы не пропустить важные переломные моменты в становлении личности. Все знают о «кризисе трех лет», «предшкольных капризах», «сложном подростковом периоде». Во-вторых, стоит строго придерживаться одной линии воспитания. Не стоит «менять коней на переправе. И если процесс будет базироваться на прочных принципах и строгих справедливых правилах, то успех обеспечен.
Раннее духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста проявляется в заботе, теплых беседах и взаимопомощи, любви всех домочадцев. И не надо вводить исключения в отношения. Всегда помните о короткой притче Льва Николаевича Толстого, которая повествует о старом дедушке и внуке. В сюжетной линии красной лентой проходит идея о том, что надо уважать каждого члена семьи, и не важно, сколько ему лет, хорошее ли у него здоровье. В притче рассказывается о сыне и невестке, которым надоел их старый отец. Их раздражали его неуверенные и шаткие шаги, слабость зрения и слуха, отсутствие зубов. Ведь когда он садился за стол, то у него текло изо рта. И вот такого безобразия они решили избавиться. Первоначально решили старика кормить за печкой. Но однажды он до места «кормежки» не донес свою чашу и разбил. Тогда возмущенная невестка грозно прокричала, что теперь будет кормить старого отца только из деревянной лоханки, как наказание за разбитую посуду.
А вот через несколько дней они заметили, что их малолетний сын сидит в углу и что-то мастерит. А когда родители поинтересовались, что он делает, он сообщил невозмутимо, что деревянную лоханку, ведь вы, мама и папа, скоро станете старыми, поэтому придется кормить так же за печкой из лохани.
Не трудно предугадать мысли родителей, их угрызения совести за содеянное со старым отцом, а также страх о своей будущей жизни, а точнее беспомощной старости. В этой литературной семье духовно нравственное воспитание детей и молодежи шло неправильным путем, и все потому, что родители преподнесли негативный пример своему малолетнему чаду.
Методы нравственного воспитания
- Чтение художественной литературы. Внимательные мамы очень любят читать книжки своим любопытным малышам. Читают, общаются, обсуждают важные повороты событий. И в таком процессе можно узнать мнение малыша, привить ему «правильные» мысли, научить их различать понятия: «хорошо», «плохо».
- Театральные представления. Придумывайте со своими дошкольниками мини-сценарии, учите ребенка вживаться в роль, передавать мысли и настроения. В дополнение к артистизму в этом случае реально развить и следующие нравственные нормы: сопереживание, толерантность. Вживаться в роль в детстве несложно. Во-первых, в этом возрасте детишки и так являются «копирками», «подражателями». Им любопытно наблюдать за людьми, повторять за ними фразы, жесты, манеры. Во-вторых, у малыша появится возможность примерять сценический костюм. А они любят все новое и интересное. Поэтому, уважаемые мамы и папы, не ленитесь, и подбирайте не только сценические диалоги, но и берите в аренду или изготавливайте сами театральные костюмы.
- Наблюдение. Так уж случается, что мы многое в жизни замечаем, и взрослым все уже понятно, а вот дошколятам нужны пояснения, чтобы их мысли шли в нужном русле. Проявляется духовно нравственное воспитание детей в семье в правильных и понятных комментариях о событиях окружающей среды. Надо давать оценки поступкам людей, поясняя, почему это было плохо, а это – хорошо. Дошколята еще доверчивы, поэтому родители не должны упустить момента, пока их сын или дочь еще слышат морали и поучения, а не фильтруют и отбрасывают, как это бывает в подростковом возрасте.
Духовное воспитание детей в школе
В школьной программе нет специальных уроков духовного и нравственного воспитания. Данная кропотливая работа, скорее всего, возложена на учителей-предметников: преподавателей литературы и истории. Во-первых, удачно подобранные тексты в учебниках знакомят детей не только с шедеврами писателей-классиков, современником, но и создают проблемные жизненные ситуации, которые на уроке можно обсудить и даже бурно подискутировать. О чем говорят дети в школе?
- о добре и зле;
- о дружбе и предательстве;
- о правде и лжи;
- о красоте и уродстве;
- о смелости и трусости.
И бывают такие яркие произведения, что трудно остаться равнодушным. Чего стоит произведение Сухомлинского о «Наседке и цыплятах», повествующее о том, как в ясный день наседка вывела цыплят на лужайку, а когда налетела буря, и пошел порывистый дождь, то все малыши спрятались под крылом матери. А когда снова засияло солнце, то цыплята выскочили и пошли играться с каплями росы, и только один из них остановился и обратил внимание, на поврежденное крыло матери, ее мокрые перья и дрожь всего тела, и осознал силу материнской любви и искреннего самопожертвования во имя деток.
В старших классах нравственные темы усложняются. Уже говорят о проблемах отцов и детей, преступления и наказания, веры и атеизма.
Уже в подростковом возрасте начинаются беседы о религии, но в этот период нетрудно наткнуться на проявление атеизма, и все потому, что в этом возрасте дети не очень ценят свою жизнь. Не готовы поверить как должное. Родители будьте осторожны, не навязывайте религиозные воззрения, просто живите и показываете положительные пример, рассказываете о истории религий всего мира, о семейных традициях и о героях своего рода.
Таким образом, нравственно воспитать малыша пытаются и в семье, и в школе. Но если беседы не будут сопровождаться примером, надлежащим поведением взрослых, то ничего не получиться. Лицемерие станет править миром, когда все будут говорить о высоком, а делать низменные и подлые делая, оправдывая свои темные и аморальные поступки.