Детский аутизм – одно из проявлений расстройств аутистического спектра наряду с атипичным аутизмом, синдромом Аспергера, органическим аутизмом, аутистическим расстройством. У четверти пациентов он сочетается с умственной отсталостью различной степени, расстройствами мелкой моторики и координации, проблемами с желудочно-кишечным трактом, нарушением сна.
У детей аутизм характеризуется неравномерностью развития психических функций (памяти, внимания, мышления) в сочетании с расстройствами в эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной сфере.
Признаки аутизма в раннем возрасте
Отдельные признаки аутизма у детей в возрасте до 1 года заметны практически с момента его рождения. В первые месяцы жизни ребенок не улыбается, у него отсутствует выразительная мимика, нет выраженной реакции на приближение взрослого.
Признаки аутизма у детей в возрасте от полугода до 2 лет картина аутизма представлена следующими симптомами:
- избеганием контакта глазами, даже с родителями;
- отсутствием реакции на собственное имя;
- речевыми расстройствами;
- отношением к собеседнику как к «неодушевленному предмету»;
- избеганием обращения за помощью;
- совершением ритуалов (открывание-закрывание дверей, включание-выключание света, кружение вокруг своей оси);
- мычанием, произношением нараспев нечленораздельных звуков;
- отсутствием желания участвовать в сюжетно-ролевых играх;
- повышенной чувствительностью к сенсорному дискомфорту (громким звукам, мокрым пеленкам).
У малышей с аутизмом навыки речи могут отсутствовать полностью либо оставаться на уровне раннего развития.
Признаки аутизма у ребенка 3 лет несколько специфичны:
- он ведет себя эмоционально холодно при контакте со взрослыми и другими детьми;
- при общении использует периферическое зрение;
- в деятельности применяет «ритуалы»;
- демонстрирует однотипность, стереотипность мышления;
- говорит, используя шаблоны, не сопровождает речь жестами;
- придерживается жестких правил в распорядке дня;
- страдает эмоциональными нарушениями (тревожностью, раздражительностью, гневливостью).
Существуют специфические «физиологические признаки» аутизма, такие как судорожный синдром, проблемы с иммунной системой, синдром раздраженного кишечника, дисбактериоз, дисфункция поджелудочной железы.
Особенностью детского аутизма является неравномерность развития психических функций ребенка. Одни процессы развиваются медленно, другие, наоборот, — слишком быстро. Единых признаков аутизма не существует.
? ? ? Каждый ребенок с проблемой ведет себя по-разному.
Ранний детский аутизм
Проявления раннего детского аутизма (РДА) многообразны. Малыш может вести себя возбужденно, либо заторможено, проявлять агрессию либо гиперактивность, стремиться к соблюдению ритуалов в речи и поведении.
Различают 2 вида детского аутизма:
- Синдром Каннера. Аутизм появляется с момента рождения, сопровождается нарушениями в интеллектуальной сфере, задержкой либо отсутствием речи до 16 месяцев. Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
- Синдром Аспергера. Наряду с сохранной речью и интеллектом у ребенка отмечаются нарушения в эмоциональной сфере, что выражается в отстраненном поведении и отсутствии интереса к другим людям. Люди с синдромом Аспергера лучше адаптируются к жизни в обществе.
Атипичный аутизм не относится к РДА, поскольку проявляется в возрасте 3 лет и позднее.
Причины аутизма у детей
Исследования по проблеме возникновения аутизма у малышей показали, что основными провоцирующими факторами являются следующие:
- генная модификация;
- энцефалит;
- нарушение работы головного мозга;
- гормональные изменения;
- последствия вирусных инфекций;
- отравление ртутью;
- злоупотребление антибиотиками;
- химическое воздействие на плод через организм беременной женщины.
Исследования показали: если существует наследственная предрасположенность, то любой негативный фактор, будь то инфекция или стресс, может стать предпосылкой к появлению расстройства.
Доктор Дэвид Амарал пришел к выводу, что можно выделить 2 типа детей-аутистов. К первой группе относятся мальчики. Явные признаки аутизма проявляются с полутора лет, что связано с развитием полушарий мозга. Вторую группу составляют аутичные дети, имеющие проблемы с работой иммунной системы.
Исследование продемонстрировало, насколько важно, выбирая способ диагностики и лечения, опираться на индивидуальные особенности психики малышей.
Аутизм у детей: признаки, симптомы
У малышей отмечаются трудности взаимодействия в коллективе. Они с трудом идут на контакт, не умеют его поддерживать длительное время. Дети холодны в общении, отличаются низким уровнем эмпатии, не понимают чувств и желаний других людей, не стремятся к дружбе.
Речь ребенка с аутизмом специфична. Малыш использует ее для описания своих нужд, испытывает трудности с пониманием истинного смысла сказанного, интерпретирует речь буквально. Дети редко пользуются жестикуляцией и не умеют ее интерпретировать в разговоре с другими.
Мышление аутиста отличается вязкостью и бедностью, что находит выражение в ритуальности поведения. Для детей важно соблюдать последовательность действий. На малейшие изменения в режиме дня ребенок реагирует возбужденно, начинает кричать, может впасть в панику.
Детки с аутизмом отличаются высокой тревожностью, ранимостью, неумением адаптировать навыки к новой ситуации. Они испытывают трудности с самообслуживанием, организацией и планированием деятельности.
Особенности сенсорного восприятия
Дети испытывают трудности в восприятии ощущений. Некоторые гиперчувствительны. Их может раздражать громкая музыка, запахи. Они стараются блокировать раздражающий фактор. Другие детки испытывают трудности в сенсорном восприятии. Для них нужно сильное воздействие фактора.
Особенности сенсорного восприятия находят выражение в поведении и движении малышей:
- хождении на носочках;
- закрывании ладошками ушей;
- кружении, раскачивании;
- избегании телесного контакта;
- негативной реакции на соприкосновение с определенной текстурой материалов;
- нежелании оставаться в темноте;
- стремлении облизать или пожевать незнакомые предметы;
- недостаточной или избыточной реакции на раздражение (тепло, холод, боль);
- желании облачиться в тесную, обтягивающую одежду.
Спектр проявлений аутизма настолько многообразен, что его сложно классифицировать. Тяжелое течение болезни выражается в стремлении уйти от контактов, изолироваться. Ребенок тяжело переносит зрительный и телесный контакт, гиперчувствителен. У многих деток отмечается очень тесная эмоциональная связь с мамой. При легкой степени аутизма у малыша проявляются специфические черты: эмоциональная холодность, черствость, отсутствие сопереживания, затруднение взаимодействия со сверстниками. В широком смысле аутизм можно воспринимать как отрыв от действительности, нарушение связи с реальностью.
Парадоксальность поведения ребенка выражается в одновременном поиске однотипных впечатлений, сверхпристрастности и отсутствию интереса к миру.
Нарушение адаптации
Полярность и парадоксальность в поведении выражается в сочетании бесстрашия и сверхосторожности. В одной ситуации малыш боится подняться по ступенькам, в другой – спокойно свешивает ноги из окна на большой высоте.
У детей отмечаются странности в пищевом поведении: одновременная брезгливость и избирательность, желание пробовать несъедобные продукты, стремление к перееданию или голоданию.
? ? ? Ребенок с аутизмом плохо овладевает навыками самообслуживания, бытового поведения.
Он не умеет пользоваться приборами, но одновременно с этим крайне аккуратен и педантичен в быту. Болезненно воспринимает перестановку мебели, отсутствие вещей на привычных местах.
Исследования показали, что лишь 5 % взрослых людей с аутизмом благополучно адаптируются к жизни в обществе. Три четверти испытуемых нуждаются в опеке и ежедневной помощи. Даже у хорошо адаптированных людей отмечаются трудности: они периодически испытывают тревогу и чувство опасности по отношению к ситуациям, людям. Страхи «всплывают», когда аутист сталкивается с травмирующей ситуацией. У многих людей, страдающих аутизмом, проявляются странные интересы, фантазии, которые могут удивлять и пугать окружающих.
Особенности развития детей с аутизмом
Тревожные симптомы дают о себе знать еще в младенчестве. Картина аутизма формируется постепенно. Пик «аутизации» приходится на возраст от 3 до 5 лет.
Треть детей подросткового возраста наряду с аутизмом страдает эпилепсией. У многих ребят выявляются незаурядные способности. При легкой степени аутизма подростки способны к установлению контактов. Трудности заключаются в том, что у них не хватает коммуникативных навыков.
Диагностика и прогноз
Чтобы выявить категорию малышей раннего возраста, нуждающихся в более детальной диагностике психического развития, применяется тест на аутизм М-CHAT у детей.
Для постановки диагноза требуется длительное наблюдение в динамике. Необходимо, чтобы малыш находился в естественной среде. Специалист с учетом психологических особенностей ребенка разрабатывает коррекционную программу. Цель помощи аутичным детям состоит в их максимальной адаптации к среде, повышении качества жизни.
Особенности общения родителей с ребенком
Научиться общаться с аутичным малышом – то же самое, что освоить чужой язык. Главное, что должен запомнить родитель: от его поведения зависит эмоциональное состояние малыша.
Основные правила взаимодействия выглядят следующим образом:
- помогать по необходимости, не назойливо;
- оказывать помощь не подавляя активность;
- избегать постановки непосильных задач.
Чтобы сформировать желаемое поведение родитель должен показать пример, затем похвалить за правильное выполнение. Можно буквально показывать те или иные действия, затем просить повторить, либо делать рукой ребенка.
Для поддержания контакта достаточно находиться «в зоне досягаемости», чтобы ребенок ощущал присутствие. Если он эмоционально холоден, такое родительское поведение позволит постепенно сблизиться. В случае, когда малыш сильно привязан к взрослому, некоторая отстраненность позволит развить самостоятельность.
Главное условие любви к ребенку – принятие. Многие родители боятся и стесняются своеобразных поведенческих проявлений.
Если ребенок начинает действовать стереотипно – кружится, раскачиваться, — следует попытаться переключить его внимание. Способы отвлечения должны быть разнообразными, чтобы не закрепилось стереотипное поведение.
Обращаться к малышу следует на понятном для него языке, но слишком упрощать речь не стоит. Полезно приобщать малыша к совместной деятельности, например, накрыванию на стол, участию в уборке комнаты. После того, как малыш выполнить поручение, следует его похвалить. Совместная деятельность позволяет воспитывать в ребенке чувство ответственности, учит взаимодействовать в команде, контактируя с другими людьми.
?Необходимое условие успеха – создание теплой, душевной атмосферы в семье.?
Требуя невозможного, родители усугубляют ситуацию. Ребенок начинает проявлять агрессию, либо замыкается. Полностью вылечить аутизм невозможно. Ранняя диагностика аутизма позволяет увеличить шансы на то, что ребенок сможет адаптироваться в коллективе. Коррекционные занятия проводятся индивидуально в специально оборудованных классах или дома. Разработана специальная система для обучения аутичных ребят, которая позволяет максимально приблизить их к жизни в современном обществе, а также повысить качество жизни в целом.