В настоящее время особенно важно развивать в каждом ребенке нравственность и духовность: без таких чувств, как сострадание, любовь к ближнему, доброта, чуткость и вежливость обществу будет крайне сложно жить полноценной жизнью. Кроме того, именно духовность будет являться фундаментом личности, на котором будет выстраиваться все знания и умения, полученные на протяжении всей жизни.
О важности духовно-нравственного воспитания
Особенно важно производить духовно нравственное воспитание школьников в начальных классах: дети только-только начинают общаться со сверстниками и проводят в школе значительно больше времени, чем в детском саду.
Обычно подобные мероприятия должен создавать и проводить классный руководитель, но, к сожалению, зачастую педагог считает беседы скучными и неувлекательными, а мероприятия попросту неважными.
В таком случае эта обязанность будет переходить на плечи родителей. Кроме того, если именно Вам выпала честь стать духовным воспитателем ребенка, необходимо четко понимать, какие стратегические задачи необходимо решить.
- Школьники должны воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм.
- Коллектив учащихся необходимо организовывать путем организации и развития, построенного на духовной и нравственной базах.
- Должна быть организована внешкольная деятельность, направленная на познание окружающего мира;
- Должны изучаться профессиональные интересы и склонности, проводиться тесты на профориентацию.
- Должны быть созданы все условия для развития спортивного интереса.
- Семья и школа должны взаимодействовать через разнообразные духовные и нравственные мероприятия.
В каких направлениях необходимо работать?
Психологами рекомендуется не смешивать все виды деятельности, а четко разделять их. С какой целью это делается?
Дело в том, что дети младшего школьного возраста не могут фокусировать свое внимание на большом количестве целей, предпочитая выбрать что-то одно. Именно поэтому рекомендуется разделять все виды мероприятий на следующие группы.
Познание
К данной группе будет относиться проведение разнообразных интеллектуальных игр и викторин (предметные недели, «умники и умницы»), создание рейтинговых таблиц по всем предметам. Обязательно проводите с детьми беседы, связанные с поднятием интереса к учебе: «Люди науки», «Это не расскажут в учебнике», «Десять женщин-ученых» и так далее.
Главное — развить у ребенка интерес к учебе, желание развиваться, становиться лучше и умнее.
Не следует давить на ребенка, необходимо лишь показывать ему разнообразные картины жизни различных людей, которые отдали свои жизни науке, показывать, с каким интересом они проводили свои исследования и писали работы, изменившие мир.
Ориентиры на ценности
Проводите с детьми беседы о дружбе и товариществе, проводите интеллектуальные игры основам этикета и символам России.
Также детям будет полезно встретиться с ветеранами, чтобы услышать истории о истинном и ложном патриотизме. Постарайтесь проводить классные часы не в виде сухих бесед, с которых ученики всеми силами стараются убежать, а в виде интересных виртуальных путешествий, презентаций и онлайн-игр. Необходимо, чтобы школьники не только выучили основы этикета, но и соблюдали их. Именно поэтому классному руководителю необходимо иметь возможность контролировать своих подопечных (например, следить за тем, как они ведут себя в столовой, на переменах, на вне учебных мероприятиях и так далее).
Труд
Требуется привить ребенку важность и необходимость труда. Начинать это лучше в виде небольших дежурств (как в классе, так и в школе).
Хотя бы раз в квартал проводите генеральные уборки как класса, так и земельного участка, принадлежащего школе (это мероприятие поможет детям понять необходимость труда намного быстрее, чем разнообразные беседы).
В качестве дополнительных мероприятий могут быть организованы классные часы: «Мое призвание», «Все профессии нужны, все профессии важны» и научно-популярные мероприятия: посещение фабрик и заводов, ремесленные недели и небольшие школьные ярмарки.
Польза обществу
Эта группа мероприятий направлена на развитие у детей милосердия и сострадания. Именно поэтому крайне важно не только проводить беседы во время классного часа: «Что есть милосердие?», «Мы делили апельсин», а помогать кому-то в реальной жизни. Например, с первоклассниками Вы можете взять шефство над бездомным щенком или котенком. С детьми постарше Вы можете посещать приюты для бездомных, детские дома и больницы.
Главное — не просто приходить в эти места на экскурсии, а работать для блага других: поиграть с детьми приюте, приготовить обед для бездомного, рассказать сказку больному малышу — все это не только пробуждает в детях сострадание и милосердие, но и помогает сделать выбор будущей профессии.
Творчество
Мероприятия данной группы должны быть направлены не только на развитие креативности и желания творить, но и на развитие патриотизма, любви к людям, любви к культурным ценностям.
Воспитатель может не только проводить разнообразные тематические вечера («Новый год», «Снова осень», «Приход весны», «Масленница») и выставки («пришкольный Лувр», «в стиле Сальвадора Дали», «показ мод»), но и организовывать поездки в драматические и художественные театры, вечера поэтов и песенников, небольшие путешествие по родному краю и за его пределы (особенно интересны будут поездки по местам боевой славы) и так далее.
Важное замечание: Главная задача — развивать у школьников интерес к творчеству, а не разрушать его.
Именно поэтому нельзя подвергать произведения юного творца критике, оскорблять их или вовсе игнорировать. Покажите ребенку, что люди восхищаются его произведениями и ценят их — это поможет ему набраться уверенности в себе.
Оздоровление
Проводите регулярные соревнования по всем видам спорта («Веселые старты, «Мама, папа, я — здоровая семья», «Школьные олимпийские игры», «Интеллектуальные виды спорта», «Триатлон» и так далее), а также классные часы, направленные на профилактику вредных привычек («Курить — здоровью вредить», «Опасные забавы») и рекомендации по здоровому образу жизни («Лучшие друзья детей», «Тайны здоровья»). Совершайте поездки в оздоровительные лагеря, устраивайте тематические походы («Места боевой славы», «Робинзон Крузо») И рисуйте плакаты.
Главное — проводить организацию мероприятий в таком стиле, чтобы школьникам было действительно интересно участвовать в каком-либо движении.
Свободное время
К данной категории будет относиться проведение психологических игр и тренингов, направленных на взаимодействия между людьми. В качестве контроля можно использовать метод анкетирования и обсуждения (необходимо общение детей с воспитателем, а не беседы исключительно между детьми и не монолог учителя).
Заключение
Если Вы преподаете в относительно недавно сформировавшемся коллективе (1 и 9 классы), то обязательно проводите совместные игры, вместе празднуйте дни рождения, новый год, 8 марта и 23 февраля. Старайтесь выезжать куда-то всем классом, чтобы дети как можно больше общались между собой.