На сегодняшний день существует масса разнообразных методов воспитания ребенка. В зависимости от выбранной родителями стратегии поведения, малыш может вырасти успешной, гармоничной, разносторонней личностью и стать счастливым человеком.
Основные методы воспитания ребенка исходят из культурных традиций определенного народа. К примеру, японские семьи до пятилетнего возраста потакают всем прихотям и капризам малыша. Следующим этапом воспитания является тотальное количество разных ограничений, беспрекословное повиновение старшему поколению и определенные условности. Японская система ценностей разительно отличается от европейской.
Методы воспитания ребенка в России делятся на несколько групп:
- признанные – научно обоснованные;
- непризнанные – «домашние», которые часто применяются в быту;
- экстренные – подходят для решения проблемных ситуаций.
Некоторые методы воспитания ребенка актуальны для определенного возраста и после достижения его перестают действовать.
- Основные методики воспитания детей
- Убеждение
- Позитивное подкрепление
- Метод кнута и пряника
- «1-2-3»
- Метод заезженной пластинки
- Метод воспитания по Монтессори
- Практика
- Сенсорное развитие
- Изучение цифр
- Языки
- Ознакомление с окружающим миром
- Воспитание по современному методу в домашних условиях
- Как организовать Монтессори-среду в домашних условиях
Основные методики воспитания детей
В психологии выделяется несколько основных методов воспитания детей:
Убеждение
Современный метод воспитания детей пользуется огромной популярностью благодаря своей универсальности – он годится абсолютно для любого возраста и характера. Суть заключается в том, что родитель общается с малышом ровным и спокойным тоном, объясняя, как нужно себя вести. Применять вариант рекомендуется в комплексе с другими методиками воспитания детей.
Позитивное подкрепление
Способ заключается в определенных действиях родителя в ответ на поступки ребенка. Положительное подкрепление – это поощрение поведения. Например, выражение искренней благодарности, похвала, покупка лакомства или новой игрушки. Благодаря методу у ребенка на уровне подсознания закрепляется положительная последовательность действий, он понимает, что хороший поступок не останется незамеченным и будет поощрен, что стимулирует его вести себя должным образом.
- Негативное подкрепление
Этот современный метод воспитания детей аналогичен положительному подкреплению, отличие в том, что отрицательное поведение родителей будет служить ответом на неправильные действия и плохие поступки ребенка. Здесь родитель должен усвоить простую истину: выражать негатив нужно не к самому ребенку, а к совершенному им поступку.
В качестве наказаний используют:
- тайм-ауты – раньше провинившихся ставили в угол и советовали хорошенько поразмыслить над своим поведением. Сегодня методика развития и воспитания детей дошкольного возраста претерпела некоторые изменения. Вместо угла, родители оставляют ребенка в помещении и запрещают выходить за его пределы или перестают реагировать на просьбы;
- штрафные санкции – суть современного метода воспитания детей кроется в следующем – ребенка лишают определенных удовольствий: на время забирают гаджеты, запрещают гулять или смотреть мультфильмы.
Эффективное наказание
Эффективное наказание – это запрет, который даст необходимый результат. Ограничений в таком случае мало, но они являются железобетонными и не нарушаемыми ни при каких обстоятельствах. Например, родители забирают у ребенка его любимую игрушку и возвращают только тогда, когда он исправит свое поведение.
Метод кнута и пряника
Способ активно применяется родителями в домашних условиях. Комбинация положительного и отрицательного подкрепления действует безотказно. Основные методы воспитания детей эффективны в большинстве случаев.
«1-2-3»
Система построена на принципе, что наказания можно избежать, изменив свое поведение. Родители предупреждают малыша о том, что если он не перестанет вести себя неподобающим образом, на счет 3 последует неизбежное наказание. В этом методе важно не пытаться ребенку внушить страх перед кнутом, а вести спокойный и уверенный диалог, чтобы малыш услышал родителя, понял и успел одуматься. Принцип не рекомендуется применять при воспитании детей, не достигших двухлетнего возраста.
Метод заезженной пластинки
Благодаря этому способу, родителям удается не терять времени даром, а добиться от ребенка беспрекословного послушания. Принцип заключается в повторении требований до тех пор, пока они не будут исполнены. Пример: вместо долгих объяснений, почему малыш должен привести себя в порядок и собраться в детский сад, родитель произносит фразу: «Одевайся, мы идем в садик», пока ребенок не сделает то, что от него требуется.
Правильно выбранные методики развития и воспитания детей дошкольного возраста – основная задача родителей. В зависимости от возраста и характера ребенка в целях формирования у них определенных навыков, родителями могут применяться различные способы влияния.
Метод воспитания по Монтессори
В начале 1900 годов появилась система воспитания детей по методу Монтессори. Итальянский воспитатель, заняв пост директора в приюте для психически нездоровых детей, впервые применила этот педагогический способ в отношении своих подопечных. Методика кардинальным образом отличалась от общеизвестных и широко применяемых. После того, как воспитанники Марии сдали экзамены, ее системой заинтересовались в научных кругах.
Суть популярнейшего и эффективного способа воспитания детей по методу Монтессори заключается в том, что ребенок из объекта формирования навыков переходит в субъект. Малыш решает, сколько времен уделить определенному виду деятельности и выбирает формат занятий самостоятельно. Воспитатель принимает участие в процессе тогда, когда ученик попросит об этом сам.
Современный метод воспитания детей по Монтессори включает в себя пять основных зон развития:
Практика
Дети учатся решать бытовые задачи без участия взрослого и применяют полученные знания на практике. Ребенок самостоятельно гладит свои вещи, складывает белье, убирает в своей комнате, учится застегивать пуговицы и накрывать на стол. Работа над ошибками происходит в тот момент, когда малыш допустит какую-то ошибку.
Сенсорное развитие
В этой области у ученика формируется обоняние, зрение и слух, а развивающие материалы, способствующие вырабатыванию восприятия, помогают ему в этом деле. Деревянные кубики разных размеров и цветов, несложные модели конструкторов, цилиндры и прочие детали учат малышей сравнивать между собой разные предметы.
Изучение цифр
В этой зоне дети знакомятся с цифрами и начинают изучать сложение, вычитание, деление и так далее. С целью облегчения процесса используются фигуры, счетные палочки и прочая атрибутика.
Языки
Здесь дети начинают знакомство с буквами русского алфавита и учатся читать.
Ознакомление с окружающим миром
В этой сфере учащиеся изучают окружающий мир и узнают массу новой информации.
На первый взгляд, у метода Марии Монтессори нет четкой организации. Ученики могут свободно перемещать предметы мебели и игрушки, однако после окончания урока, все вещи должны стоять на своих местах.
Интересный факт: Монтессори заменила стандартные школьные парты удобными детскими столиками, благодаря чему дети обучались в комфортных для них условиях. Мария считала, что учебные столы, применяемые во всех образовательных учреждениях, тормозят развитие.
Основной метод воспитания детей у Монтессори заключается в том, что педагог не поощряет правильные действия обучающегося похвалой. Считается, что такой способ формирует у ребенка неверное представление о деятельности, и он начинает стремиться не к тому, чтобы усвоить новые знания, а к тому, чтобы заслужить поощрение воспитателя. Для похвалы педагог использует совсем другие формулировки, например: «Ты отлично сервировал стол» или «Ты очень быстро собрал башню», вместо «Молодец».
Метод воспитания детей по Монтессори подразделяется на возрастные периоды:
- у детей до 6 лет происходит формирование чувственной картины мира;
- в период от 6 до 12 лет вырабатывается и воспитывается интерес у ребенка к окружающему миру;
- с 12 до 18 происходит развитие навыков коммуникации и способностей, которые необходимы в самостоятельной жизни.
Воспитание по современному методу в домашних условиях
Недостаток принципа Монтессори в том, что правое полушарие, практически, не развивается. Способ задействует только левое полушарие мозга, отвечающее за логику, сенсорику и моторику. Но, несмотря на это, система пользуется огромной популярностью.
Как организовать Монтессори-среду в домашних условиях
- Необходимо обустроить для ребенка пространство так, чтобы ему было комфортно там находиться. Все игрушки и учебные инструменты рекомендуется расположить в пределах досягаемости.
- Следует приобрести мебель, соответствующую габаритам ребенка.
- Рекомендуется установить в ванной и на кухне табуретку, чтобы малыш мог самостоятельно помыть за собой тарелку и умыться.
- В прихожей лучше повесить крючок для одежды на удобном уровне для ребенка, тогда малыш сможет сам снимать с вешалки одежду и надевать ее.
- По возможности покупать гардероб, который ребенок сможет надевать без посторонней помощи.
- Рекомендуется сделать сортировку игрушек по назначению.
- Приобрести или смастерить самостоятельно недостающие элементы.
- Приступить к поэтапному знакомству с новыми игрушками.
- Составить график занятий, это поможет приучить малыша к дисциплине.
- Привлекать ребенка к совместному выполнению домашних дел, доверяя несложные задачи.
Все вышеперечисленные приемы направлены на то, чтобы ребенок с раннего детства обучался самостоятельности.