Наблюдение за развитием ребенка – удивительное наслаждение. Еще более волнующим для родителей становится участие в процессе познания малышом окружающего мира.
Лучшее время для развития мышления
Кроха учится мыслить с помощью предметов, а затем и с помощью образов. К 6-7 годам все ярче проявляется способность логического осмысления информации. Нельзя отставать от природы.
Взрослые должны действовать на опережение и тренировать ум ребенка, ведь первые 7 лет жизни – самое благоприятное время для развития природного потенциала.
Если взрослые позаботятся о создании развивающей среды для малыша, то к 7 годам он сможет:
- решать мыслительные задачи, не привязанные к конкретной ситуации;
- рассуждать о причинах поступков людей и явлений природы;
- формулировать вопросы о причинах событий;
- планировать действия на основе их предварительного обдумывания;
- экспериментировать, изучая окружающий мир;
- сравнивать;
- обобщать;
- классифицировать;
- анализировать.
Игра – интеллектуальный тренажер
Умение рассуждать поможет ребенку преодолеть разнообразные жизненные трудности. Отличным интеллектуальным тренажером может стать игра, ведь это основное занятие ребенка до поступления в школу.
В развивающий комплекс для детей 7 лет желательно включить разнообразные задания: словесные, с предметами, с изображениями. Главное, чтобы они были интересными, понятными и не слишком легкими. Тогда правильное решение будет восприниматься ребенком как желанная победа.
Логические действия с предметами. Думаем и размышляем
Ребенок в 7 лет обладает хорошей мелкой моторикой, умеет координировать свои движения. Поэтому можно смело предлагать логические задачки на основе действий с небольшими предметами.
- Упражнения с палочками или спичками (построить определенное изображение и изменить его с помощью указанного количества перемещений палочек).
- Развивающие игры с ножницами и бумагой (вырезание необычных деталей по образцу или по инструкции).
- Упражнения с «умными» кубиками. Например, игры Б. Никитина: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех». Они развивают способность детей к анализу и синтезу, а также, навыки комбинирования.
- Конструкторы из разных материалов (в том числе динамические). Задания заставляют детей задуматься над назначением разнообразных деталей конструктора, вариантами их соединения, причинами устойчивости (неустойчивости) конструкции.
- Кубик Рубика, игра «15» и другие головоломки.
«Умные» картинки. Смотрим и рассуждаем
Наглядно-образное мышление становится основой для развития умения рассуждать и делать выводы. В 7 лет дети с удовольствием выполняют задания с изображениями:
- продолжение ряда фигур, построенного по определенному правилу;
- поиск выхода из лабиринта;
- сравнение картинок;
- завершение изображения (с выбором недостающего элемента из нескольких предложенных);
- исключение из числа предложенных картинок лишнего изображения;
- объединение изображений в группу по существенному признаку;
- игра «Нелепицы» (поиск нелогичных деталей изображения и пояснение своей точки зрения).
Для выполнения многих упражнений превосходно подходят карточки лото, тематические наборы картинок для знакомства с животными, растениями, профессиями, бытовыми приборами, видами транспорта и другие подобные.
Словесно-логические задачи. Слушаем, читаем, делаем выводы
Семилетний ребенок обладает необходимым опытом и знаниями для выполнения несложных заданий на рассуждение без помощи предметов и образов. Поэтому взрослые должны предлагать ребятам не только упражнения из специальных пособий, но и самостоятельно составленные по образцу словесные задачки. Можно перечислить 9 лучших видов упражнений для развития словесно-логического мышления детей 7 лет.
- Исключение лишнего слова. Например: береза, сосна, ягода, дуб.
- Обобщение. Например: лопата, грабли, метла – это…
- Сравнение. Например: слива и яблоко.
- Действие по аналогии. Например: лимон кислый, сахар…
- Классификация. Распределение по группам. Например: сапог, сковорода, синица, голубь, ботинок, кастрюля.
- Пояснение переносного значения пословиц и метафор. Например: золотые руки.
- Умозаключение. Например: Игорь выше Димы, Дима выше Юры. Кто самый высокий? Кто самый низкий?
- Придумывание «потерявшихся» частей рассказа (начало, концовка, середина).
- Разгадывание и придумывание загадок.
- Это отличные упражнения для развития логики. Их можно применять не только для семилетних детей, но и для ребят 8-9 лет. Нужно лишь усложнить примеры.
Ребенок обладает гигантским потенциалом развития. Но для его реализации взрослые должны создать развивающую среду. Логические задачи – необходимый элемент интеллектуального тренинга для детей.