Подростковый период — особый период формирования личности ребёнка, порой сопряжённый с множеством психологических проблем, связанных с развитием самосознания. В этом возрасте диагностика выявляет сложности, связанные с перестройкой гормонального фона организма, психики, осознания своего «Я».
В этот период у подростка возникает девиантное поведение, которое характеризуется
- конфликтными или агрессивными поступками;
- асоциальными поступками;
- отсутствием интереса к учёбе;
- деструктивным поведением;
- появлением разного рода зависимостей.
Диагностика выявляет два вида девиантного поведения:
- связанное с наличием скрытой или явной психопатии;
- антисоциальные действия, нарушающие нормы права, культуры, социума.
Конечным итогом могут стать рост заболеваемости, вовлечение в криминальную деятельность, суицид и травматизм.
Значения, предмет и цели исследований
Научные исследования направлены на изучение причин возникновения девиантного поведения, чтобы обозначить наиболее результативные методы помощи детям в безболезненном переходе в юношеский период.
Предметом изучения учёных является диагностика необычного поведения ребёнка. Объектом — причины, формы и механизмы развития нарушений в поведении детей.
Цель исследования — ответы на вопросы:
- Какое поведение подростков можно назвать нормальным, а какое аномальным?
- Причины ненормального поведения?
- Пути решения проблем, связанных с девиантным поведением?
Задача — выявление и диагностика аномальных состояний у подростков.
Исследования отечественных психологов
Имея врождённые задатки, ребёнок по мере роста и включения в социум становится личностью. Основная проблема её формирования в передаче знаний и опыта от одного человека к другому. С. Выготский считает, что на ребёнка действуют, в основном, общественно-исторические законы в виде сложившихся форм поведения, которые приобретаются путём сложного взаимодействия взрослых и детей.
Исследования Эльконина Д., Леонтева А., Запорожца А., поддерживая мнение С. Выготского, конкретизируют ситуации, провоцирующие появление девиантного поведения подростков:
- Когда рост ребёнка формы и методика обучения остаются прежними, в итоге ребёнок не успевает приспособиться к реальности и к личностному общению.
- У ребёнка отсутствовал «игровой период» формирования навыков для дальнейшего развития. В отроческом периоде, он старается наверстать упущенное и упускает участие в свойственной этому возрасту деятельности.
Другой психолог Кон С. дал определение девиантного поведения как отклоняющемуся от признанных общепринятых норм морали, культуры, права, здоровья. Дисбаланс в одной сфере влечёт нарушения в другой. И. Кон считает, что противоправное поведение подростка — это следствие нарушения его психики.
Влияние социума
К факторам, влияющим на формирование дивиантных поступков подростка, С.Кон причисляет:
- трудности, возникающие в связи с обучением в школе;
- стрессовые ситуации вне школы;
- влияние группы или субкультуры девиантной направленности.
В результате девиантного поведения подросток теряет самоуважение, соглашаясь с мнением окружающих его людей и о нём самом и его поступках. Участвуя в группах с отклоняющимся поведением, он стремится повысить свою самооценку, которую теряет в семье и школе, путём самоутверждающих поступков, в том числе девиантных.
Исследования психолога В. Петровского объясняют такое поведение потребностью подростка быть, на его взгляд, «идеально представленным» в сознании других, но проблема в том, что личностью он может стать, только найдя своё место в социуме. Часто подросток примеряет разные роли, скрывая истинное лицо.
Влияние родителей
Мухина В. считает, что основы девиантного поведения закладываются родителями в период роста ребёнка. В период тесного взаимодействия с ребёнком мать формирует потребность ребёнка в положительных эмоциях и доверии к людям.
Доверяя достижениям человечества, ребёнок осваивает их. Одновременно родители учат ребёнка сохранять свою обособленность, которая имеет важное значение для формирования индивидуальности.
В крайний вариант обособления ребёнок чувствует отчуждение себя от всего мира. Эта проблема связана с отсутствием личностной позиции, приводящей к недоверию, уходу от общения и попыткам суицида.
Обособление и присвоение являются противоположными элементами одного механизма, от которого зависит дальнейшее развитие личностных качеств ребёнка. В одних и тех же ситуациях у человека могут возникнуть, как зависть и стадность, так и сопереживание, самостоятельность.
Поведение может быть нарушено вследствие аномалий характера, темперамента.
Психологи Личко А., Леонгард К., Шмишек С. провели исследования черт характера, которые могут стать причиной девиантного поведения. Склонность к смене настроения без видимых причин, слабоволие, поверхностные отношения, страх почти всегда у подростков приводят к дезадаптации и резкому выбросу отрицательных эмоций. Аномальный характер формируется путём закрепления негативных поступков в часто повторяющихся ситуациях.
Точка зрения ортодоксального психоанализа зарубежных психологов
Представителем этого направления является З. Фрейд. Он считал, что личность — это результат взаимодействия сдерживающих и побуждающих факторов.
Динамика развития личности зависит от инстинктивных действий:
- источника возникновения первоначального импульса;
- побуждения к удовлетворению;
- цели (собственно, удовлетворение);
- объект как носитель цели.
Сексуальность З. Фрейд называет основным мотивом человеческой жизнедеятельности.
Составляющие личности:
- ид — инстинктивная часть, подчиняющаяся принципу получения удовольствия;
- эго опирается на осознание своего места в реальности в ходе общения с другими индивидуумами;
- суперэго противопоставляет себя эго, формируя сверхзадачу, стимулируя и сдерживая его.
Преследуя различные задачи, эго, ид и суперэго, порождают тяжёлый конфликт, справится с которым можно, только используя защитные механизмы. Личность формируется нормально, если они отлажены для поддержания равновесия между бессознательным и сознательным.
Исследования З. Фрейда показали, что в основе всех влечений личности лежит желание секса и смерти (либидо и тонатос), исключающие друг друга воспроизводство и разрушение.
Согласно теории ортодоксальной психологии, поведение человека закладывается в семье в ранние годы жизни, а те проблемы, которые возникают в подростковом возрасте — итог проблем раннего детства.
Причины девиантного поведения подростков по З. Фрейду:
- конфликт между желаниями эго и ограничениями суперэго;
- диссонирующие отношения между тонатосом и либидо;
- неправильно построенные защитные механизмы;
- отрицательный опыт детского возраста.
Исследования эго-психологов
Эго-психолог Анна Фрейд считает, что причины аномальных поступков кроются в особенностях эго, дающего оценку возникающим конфликтам. В отличие от З. Фрейда, она обращает внимание поведению личности вовне. Период подросткового возраста рассматривается как проблема перехода от жизни по принципу «получение удовольствия» к реальности. Так же, как З. Фрейд, она выделяла ид, эго и суперэго. Ид — это сексуальные инстинкты, имеющие определённые фазы:
- оральная фаза (стремление кусать, плевать);
- анальная (в проявлении жёсткости и стремлении к разрушению);
- фаллическая (хвастовство, власть, зазнайство);
- фазы пубертатности, предпубертатности (асоциальное поведение).
Содержание суперэго всегда зависит от авторитетности и влияет на позицию человека по отношению к морали, царящей в обществе.
Конфликт с родителями всегда влечёт опасные изменения в личности подростка. Отсутствие родителей всегда влечёт риск потери суперэго.
Инстинктивные потребности подростков удовлетворяются немедленно, а это может быть опасным. По словам А. Фрейд, все дети в этом возрасте невежливы, непослушны, упрямы. В этом состоянии подросток должен быть сдерживаться взрослыми.
Желание смерти, корысть, ревность, жадность А. Фрейд называет нормальными проявлениями детского поведения. Защитными механизмами от них при взрослении являются социальная адаптация, идентификация, интроекция и подражание.
У подростков под влиянием формирующегося активного суперэго чувствует свою индивидуальность, но она настолько слаба, что ещё долгое время ребёнок нуждается в поддержке со стороны взрослых.
Эго-психолог Эриксон Э. считает, что человеческая жизнь состоит из стадий роста, наиболее важной является общение с кругом лиц, который у подростков увеличивается и меняет направление его развития. Взросление Эриксон Э. определяет, как преодоление психологических и социальных кризисов, в результате которых формируется характер.
Наиболее важными понятиями, сформулированными Эриксоном Э., являются эго- и групповая идентичность. Подростковый возраст — это стадия опасности, связанная со смешением ролей. Нередко подростки стремятся выполнять ту, которая противоречит той, которую хотят родители.
Индивидуальная психология о причинах аномального поведения
Исследования известного представителя индивидуальной психологии Адлера наиболее важным в формировании личности показали социум. Вся жизнь человека подчинена достижению сознательной или бессознательной цели. Основным стимулом развития Адлер назвал стремление быть лучшим.
Роль Адлера в исследовании неправильного поведения подростков состоит в описание ситуаций, неизбежно приводящих к отсутствию интереса к жизни в обществе, развитию обособленного стиля жизни, изоляции в совокупности с чувством собственного превосходства:
- состояние, связанное с физической неполноценностью;
- отверженность;
- избалованность.
Адлер утверждает, что дети с физическими недостатками могут преодолеть трудности и их последствия с превосходными результатами.
Отверженным детям впоследствии трудно самостоятельно воспитать в себе чувство любви и со временем они становятся жестокими и холодными.
Избалованные дети не уверены в своих силах, так как не применяли их для удовлетворения потребностей.
Задачами жизни Адлер назвал дружбу, любовь и работу. Ещё в раннем детстве человек выбирает свой жизненный путь и его сценарий, которым впоследствии только следует. У подростков этот план дорабатывается. Основной целью всегда остаётся стремление быть лучшим, без удовлетворения этой потребности и отсутствия компенсации возникает чувство неполноценности.
Исследования теоретиков объектных отношений
Основным её автором является психолог Кляйн Мелани. В основу своей теории она поместила конфликт между стремлениями к безопасности и удовольствию. Человек постоянно стремится к удовлетворению потребностей в безопасной обстановке.
Её прообраз — кормление ребёнка грудью. Этот стереотип человек проносит через всю жизнь. Кляйн М. выделяет понятия «хорошей» и «плохой» груди. Хорошая отвечает первичному стереотипу получения удовольствию, плохая — нет. Если ребёнок не может чётко отделить «хорошую» грудь от другой, возникает неприспособленность.