Многие современные родители понимают, что игра для их любимого малыша – это главный способ познания окружающего мира и обучения. Поэтому мамы и папы часто ищут конкурсы и игры для детей, чтобы как можно больше дать своему сыну или дочери, развить их и полноценно воспитать. Интересные и полезные конкурсы и игры для детей – хорошее времяпрепровождение в кругу семьи или на званых вечерах с друзьями или родственниками.
Игра для малыша всегда актуальна, сколько бы лет не было мальчишкам и девчонкам. Рассмотрим в статье примеры самых популярных игр для детей от 0 до 15 лет.
- Конкурсы и игры для детей от рождения и до 3 лет
- Умные ладошки
- Живая картина
- Пластилиновая ворона
- Конкурсы и игры для детей дошкольного возраста
- Шумный зоопарк
- Веселые старты
- Дружные скульпторы
- Хвостатые крокодильчики
- Конкурсы и игры для детей младшего школьного возраста
- Легкий ветерок
- Три мяча
- Конкурсы и игры для подростков
- Правда или желание
- Великий немой
Конкурсы и игры для детей от рождения и до 3 лет
С момента рождения и до совершеннолетия плавно или хаотично протекает воспитательный процесс, замечаются в нем поочередно элементы ремиссии и прогресса, ведь люди – не роботы, очень многое зависит от жизненной ситуации, условий, в которых воспитывается ребенок.
Для новорожденного очень важен тактильный контакт, поэтому все конкурсы и игры для детей основываются на похлопываниях, поглаживаниях, а также часто повторяющихся движениях. Приведем примеры тактильных игр.
Умные ладошки
Оборудование: небольшие игрушки, пуговицы, каштаны, кубики, то есть все то, что может поместиться в руках ребенка. Надо подготовить повязку на глаза или большую шапку, которой можно также ограничить на время зрение маленького участника игры.
Правила: Мама поочередно кладет в руку малыша предметы и просит его угадать, что находится в умных ладошках. При этом глаза закрыты. Надо лишь тактильными ощущениям понять, что лежит в ладошке. Рекомендуется обмениваться ролями. Малыши просто заразительно смеются, когда мама сама пытается угадать, что лежит в ее умных ладошках. И когда она умышленно ошибается, сын или дочь смеются, пытаются ей помочь.
Рекомендации: Игра подойдет для трехлетнего ребенка. Время игры – 10-15 минут, потом внимание уйдет и будет уже все не так интересно.
Живая картина
Оборудование: манная или гречневая крупа, импровизированные стилосы или кисточки, ровная просторная поверхность.
Правила: Самые интересные конкурсы для детей – когда надо что-то рисовать, потому что ребенок может увидеть результат своей деятельности. А в игре «Живая картина» полотном становится тонкий слой мелкой крупы, которые расстилают на ровной поверхности, берут стилос и начинают совместно рисовать мама и ее малыш. При этом идет живое общение, когда они договариваются, что планируют рисовать, как это сделать. Игра всегда протекает по индивидуальному сценарию, потому что настроение участников и живописный талант, и красноречие у всех разное. Рекомендуется каждую готовую картину фотографировать, потом показывать всем домочадцам, чтобы был повод ребенка похвалить. «Живая картина» — это тактильная ига, которая дополнительно развивает не только воображение и творческое мышление, но и мелкую моторику рук, пространственное мышление.
Рекомендации: игра подойдет для детей 2-3 лет. Сам процесс рисования потребует тщательной подготовки, а в финале – уборку помещения. Вы только представьте, что может малыш седлать с мелкой крупой, когда он будет увлечен рисованием.
Пластилиновая ворона
Оборудование: набор пластилина или полимерной глины, пластиковая доска для работы, резцы специальные.
Правила: Мама и ребенок оборудуют рабочее место для лепки пластилином или глиной. Начинают с самого простого – с червячков, шариков, а потом уже усложняют задания. В процессе тактильных игр очень просто родителям налаживать контакт с их чадом. Надо лишь общаться, делиться впечатлениями, разговаривать и, главное, слышать ребенка. На первых порах лучше работать по образцу, брать лекала, крупные картинки и по ним уже ваять пластилинового кота, ворону, снеговика, дракона. Во время игры дети расслабляются, становятся более открытыми и доверчивыми. Творческие игры благотворно влияют на малыша, на его эмоциональную сферу.
Рекомендации: для детей от 2 и 6.
Конкурсы и игры для детей дошкольного возраста
Дошколята часто бывают подвижными, шумными и, кажется, безудержными, поэтому часто для них подбираются динамичные и простые игры и конкурсы, где можно покричать, повизжать, побегать, выпуская энергию наружу. Обозначим в статье самые интересные детские игры и конкурсы для шестилеток.
Шумный зоопарк
Оборудование: список разнообразных животных и птиц, рисунки с представителями животного мира.
Правила: Ведущий распределяет детей на команды, их усаживает, чтобы пояснить правила игры. А от участников требуется хорошая реакция и сплоченность во время ответа, так как ведущий будет показывать всем командам одновременно изображение животного или птицы, но называть их не надо. Дети должны сымитировать голов представителя фауны, при чем коллективно, когда все участники громко мяукают, гавкают, чирикают, свистят, рычат, шипят.
Игра «Шумный зоопарк» позволит детям раскрепоститься, накричаться всласть аж до хрипоты, выбросить наружу свою гиперактивность. Данный вид деятельности также развивает командный дух и очень хорошо проявляет качества лидерства у тех или иных детей. Как дополнение, правила игры можно расширить, предложив команде пропеть «В лесу родилась елочка», если они были бы волчатами, тигрятами, гиенами. Импровизацию дошколята любят, поэтому такие задания пройдут отлично, даже зрелищно.
Инструкция: В игре могут участвовать от двух до 16 человек. С большим числом малышей ведущему будет справиться трудно.
Веселые старты
Оборудование: мячи, скакалки, кегли, кубики.
Правила: Веселые старты формируются с серии подвижных игр или динамичных заданий. Формируется программа стартов согласно условиям, при которых проводится мероприятие. Учитывается площадь спортивной площадки, возраст и количество участников, их физическая подготовка. Что может быть включено в «Веселые старты»? – Во-первых, Бег змейкой, когда первый участник добегает до финиша, возвращается, берет за руку второго участника, и они уже вдвоем бегут к финишу. И так продолжается до тех пор, пока из всех участников команды не будет сформировна змейка. Главное условие – надо быстро бегать и руки не разрывать, иначе можно заработать штрафные баллы. Во-вторых, бег с препятствиями, когда от старта до финиша укладываются мячи, кегли, которые нужно обежать и не сбить. В-третьих, бег с предметов, когда надо будет при беге использовать скакалку, набивать мяч, нести в руках много кегль или кубиков.
Применяются также для стартов приставные шаги, челночные бег, полуприсядки, прыжки на одной ноге и многое другое.
Инструкции: возраст участников не ограничен, просто важно подобрать для веселых стартов посильные задания. Обязательно продумывается темп заданий, чтобы дети получали физическую нагрузку, но не травмировались и сильно не уставали.
Дружные скульпторы
Оборудование: набор пластилина для каждой команды, столки на финишной черте творческой эстафеты, просторный зал.
Правила: Детей распределят по командам, сообщают, что они все скульпторы, и им надо создать, например, памятник Дождю, Снегу, Новому году, Морю. Все участники команд выстраиваются на старте и по сигналу первый должен добежать до финиша, оторвать кусок пластилина и создать первую деталь скульптуры, а потом вернуться на старт, передавая эстафету другому. Каждый из команды должен побывать на финишной черте и внести лепту в создание скульптуры. Жюри потом оценит творческий замысел, красоту и аккуратности. Задание игры «Дружные скульпторы» можно упростить, предложив построить командам самую высокую башню, поэтому каждому участнику надо будет на финише лепить шарик и укладывать его сверху, чтобы башня росла, но не падала. Побеждает та команда, у которой пластилиновое строение устояло и оказалось самым высоким.
Рекомендации: игра может стать одним из заданий веселых стартов.
Хвостатые крокодильчики
Оборудование: подготавливаются тряпичные хвосты крокодила или широкие ленты зеленого цвета, а также зажигательная фонограмма.
Правила: На сцену приглашаются участники. Каждому ребенку заправляется в штанишки сзади хвост, но при этом второй конец должен волочиться по земле. Пока звучит музыка, дети веселятся и танцуют, а когда она останавливается, надо уберечь свой хвост и сорвать чей-то.
Рекомендации: Дети могут толкаться, падать, поэтому количество участников должно быть небольшим, до 8 человек. При этом зал для игры должен отвечать всем требованиям безопасности.
Конкурсы и игры для детей младшего школьного возраста
Для младшего школьного возраста подбирают уже сложные конкурсы и игры для детей, чтобы заставлять девчонок и мальчишек думать, проявлять смекалку. Часто проводят и интеллектуальные игры на разгадывание шарад, загадок, задач на логику. В начальной школе дети знакомятся с литературой, математикой, природоведением, а это уже расширяет горизонты тематики игр и конкурсов, добавляется форма «вопрос-ответ», появляются в сценариях праздников нестандартные задачи, когда надо применять знания, опыт.
Легкий ветерок
Оборудование: распушенные кусочки ваты на каждую из команд.
Правила: Дети для конкурса распределяются на команды, в каждой должно быть не менее трех участников. Участники становятся в узкий круг, по сигналу ведущего дети подбрасывают вверх кусочек распушенной ваты, а потом начинают поочередно дуть, чтобы вата не упала. Побеждает та команда, у которой кусочек ваты в воздухе продержится дольше всех. В игре «Легкий ветерок» оценивается командная игра, ловкость, а также подсознательное понимание основных законов физики.
Рекомендации: игра имеет долю риска, так как увлеченные игрой, дети могут удариться лбами, поэтому рекомендуется провести инструктаж, озвучить правила, чтобы избежать травм у детей.
Три мяча
Оборудование: надо три мяча – белого, красного и синего. Альтернатива – три листа картона аналогичного цвета.
Правила: дети садятся в круг, в центре — ведущий. Он бросает мяч любого цвета, а тот, кому был направлен мяч, должен быстро сориентироваться, что символизирует цвет: белый – это холод, красный – жара, синий – вода. Если выпадает белый мяч, то нужно сказать любое ассоциативное слово, например, снег, холодильник, мороз, льдина. Ассоциации к красному мячу – Сахара, огонь, пожар, лава. К синему – море, озеро, океан.
Если участник стушевался и не смог быстро ответить, то он выбывает из игры.
Рекомендации: игра подойдет для сплоченных коллективов при проведении интеллектуальных игр и конкурсов.
Конкурсы и игры для подростков
Подростки – «изысканная» публика, им еще нужно угодить, ведь они избирательны в своих действиях, некоторые веселые детские конкурсы им будут просто не интересны. А что может понравиться подросткам?- Например, конкурсы без реквизита для детей. Во-первых, они не требуют длительной подготовки. Во-вторых, исключена наигранность, которую просто не терпят 15-летние.
Правда или желание
Игра может быть растянута во времени. Подростки собираются в круг и задают друг другу вопросы. И участник сам решает, ответить на вопрос правдиво или исполнить желание вопрошающего. Ситуации могут быть непредсказуемые, ответы отличаться искренностью или нет. Просто надо помнить, что подростки не терпят фальш и не так уж легко раскрываются, поэтому им бывает проще выполнить желание, чем сказать правду.
Великий немой
Мимикой и жестами водящий пытается показать крылатое изречение, название фильма, а все другие участники стараются угадать, что же было задумано. Течение игры зависит от настроения подросткового коллектива, артистизма и азарта участников.
Таким образом, существует большое количество конкурсов и игр для детей разного возраста, а их вариаций – еще больше. Из большого разнообразия выбрать несложно. Отправной точкой праздника или детского мероприятия всегда является его цель – развлекательная или обучающая. И в нужном ключе идет выполняется подбор заданий. Помните, что дети любят, когда им уделят внимание, то есть заботятся о них, обучают, играют с ними. И данный принцип надо держать на вооружении каждому новоиспеченному родителю. Не стоит думать, что младенцы ничего не запоминают, поэтому не стоит с ними играть. Стоит, ведь на каждую потешку или поглаживание малыши ответят дольным гулением, радостью в глазах. Игра – это средство общения взрослых и детей, поэтому игнорировать ее нельзя.