Родители стараются вырастить детей, максимально подготовив их к учебе в школе, маленькими гениями, которые будут лучшими эрудитами в классе. Методики раннего развития детей, разработанные известными учеными – практиками мира, помогут выбрать наиболее подходящий вариант.
Достоинства и недостатки методики Монтессори
Итальянка Мария Монтессори занималась обучением детей с отклонениями умственного развития. Разработанная ею методика дала отличные результаты: дети не только догнали сверстников, но стали учиться намного лучше их. Главный принцип системы – разрешить малышу выбрать занятие по душе, причем старшие дети добровольно помогают младшим освоиться. Методика подходит для многодетных семей, имеющих детей разного возраста от 1 года до 12 лет.
Игровая комната делится на 5 тематических зон, изучение которых пригодится в практической жизни:
- самообслуживание, в которой можно в реальности постирать вещи, выгладить их, научиться одеваться-раздеваться, застегивать пуговицы, пришить петельку от вешалки;
- математическая зона, где с помощью старших детей ребенка обучают азам счета;
- грамматическое отделение, в котором малыша учат читать и писать;
- сенсорная часть комнаты посвящена изучению предметов по их признакам;
- космическая зона учит правильно воспринимать окружающий мир.
Система раннего развития Монтессори абсолютно не уделяет внимания творческому развитию личности малыша. Считает вредным занятием игры с игрушками: куклами, машинками и прочими. Рисование относится к бесполезному времяпровождению.
Методика для раннего развития ребенка по Монтессори абсолютно не подходит, как для замкнутых детей, так и для гиперактивных.
Обучение малышей с помощью кубиков Зайцева
Прогрессивная методика Николая Зайцева учит ребенка чтению по слогам, пропуская этап соединения букв в слоги. Запоминая написанные на гранях кубиков слоги, каждый из которых имеет свое музыкальное оформление, можно научить малыша читать с более раннего, чем обычно, возраста.
В детских учреждениях рекомендуется использовать кубики Зайцева с 2-х летнего возраста. При домашнем воспитании начинать можно с 1 года. Музыкальные таблицы и чтение слогов нараспев под руководством мамы позволяет улучшить зрительную память малыша, увеличить словарный запас.
Противники системы развития ребенка по Зайцеву заостряют внимание на несоответствии метода обучения школьному. Хотя, умеющий быстро читать ученик, без проблем выучит и буквы, из которых состоят слова.
Метод Домана
Система представляет мир в виде карточек, с которыми можно знакомить ребенка, начиная с 1 месяца от роду. На черно-белом рисунке изображены картинки окружающего человека мира: животные, птицы, растения, слова, числа, пейзажи и природные явления. Карточки следует показывать тематическими сериями по 10 секунд каждую, сопровождая изображение словесным названием. Количество картинок, показанных за 1 раз, не рекомендуется больше 10 штук.
Метод развития умственных способностей маленького человека основан на внешнем раздражении головного мозга, способствующему улучшению его работы. На подсознательном уровне младенец, даже возрастом меньше 1 года, запоминает большой объем информации, увеличивающийся с каждым днем.
Недостатком служит полученное теоретическое знание без практического применения. Крошка не получает творческого, эмоционального восприятия окружающего. Большая нагрузка многим деткам не нравится, они отказываются от обучения вообще.
Рекомендации Сесиль Лупан
Разработав и опробовав методы развития ребенка на своих дочерях, Сесиль советует начинать обучение малюток при возникновении у них интереса к чему- либо. Время занятий тоже выбирают сами дети. Используются подручные, окружающие человека дома, вещи и материалы. Дополнительно приобретать ничего не нужно. В основу положен усовершенствованный метод Глена Домана. Свои советы по раннему воспитанию малышей от 1 года С. Лупан изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая за короткое время стала настоящим бестселлером.
Методика рекомендует учить детей плаванию с самого раннего возраста, исключив все остальные виды спорта, что является препятствием для многих мам, не готовых нырять вместе со своим крохой, которому не исполнилось и 1 года..
Методика А. Лопатиной и М. Скребцовой «Добрые сказки»
Авторы собрали более 200 неизвестных широкому кругу читателей сказок, притч писателей с мировыми именами, а также придумали более 1000 своих собственных, в которых детей учат добру, пониманию окружающего мира, сопереживанию близким и чужим людям.
Читайте: Как привить любовь к чтению и нужно ли читать современному ребенку
Читать сказки рекомендуется детям от 1 года. Специальная система вопросов помогает малышам и взрослым найти общий язык, установить эмоциональный контакт.
Дети на примере добрых сказок учатся лучше общаться со своими сверстниками, решать свои проблемы, улучшается взаимопонимание в семье.
Методика направлена на восприятие крошкой окружающего мира с позиций добра, справедливости, любви.
При выборе методики по раннему развитию малыша родителям следует обращать внимание на доступность метода и соответствие его возможностям семьи. Не обязательно в точности соблюдать все рекомендации авторов. Каждый родитель волен улучшить систему своими наработками.