Психологи, физиологи и педагоги отмечают возраст 6-летних детей как перестроечный период, когда в психическом и физиологическом развитии ребенка происходят важные изменения, формирующие его как развитую во всех отношениях личность.
Это период, когда малыш переходит из категории «старший дошкольник» в категорию «младший школьник». В этом возрасте необходимо подготовить его к самостоятельной школьной жизни, сформировать навыки организованности и ответственности.
Задачи перед воспитателями, учителями и родителями стоят очень серьезные: научить малыша к порядку, новому режиму дня, ответственно подходить к любому порученному делу, строить отношения с детьми и взрослыми, помочь ребенку стать в будущем гармонично развитой личностью.
Влияние взрослого на формирование характера ребенка велико. В программу воспитания должны входить беседы и совместное времяпрепровождение (игры, прогулки, путешествия).
Беседы с ребенком
В вопросах воспитания детей любого возраста, а особенно в 6 лет, большое значение имеет формирование конструктивных отношений со взрослыми. Для этого следует много разговаривать с ребенком на разные темы, вместе гулять, заниматься чтением, просмотром и дальнейшим обсуждением мультфильмов и художественных фильмов для детей.
Читайте: Как привить любовь к чтению и нужно ли читать современному ребенку
В этом возрасте дети довольно любознательны. Им интересно буквально все: почему у жирафа такая шея, почему люди злые, где живет Дед Мороз, почему у героев сказок такие имена, почему не у всех есть мама или папа и многое другое.
Удовлетворяйте детское любопытство, рассказывая интересные истории.
Для того, чтобы доходчиво что-то объяснить малышу, нужно вместе читать детские энциклопедии, книги для любознательных. И хотя в 6 лет дети готовятся познавать азы нескольких наук, они все равно остаются детьми и любят сказки, верят в чудеса и о многом мечтают. Поэтому сказка занимает в их жизни важное место: многие дети засыпают под мамины или папины сказки, любят их рассказывать и обсуждать.
Разговоры по душам
По дороге из садика или школы расскажите о прожитом дне. Пусть малыш поделится, что интересного сегодня произошло, что хорошего он сегодня сделал, с какими проблемами столкнулся, как их решил. Если ситуация сложная, найдите совместное решение проблемы. Вы также должны рассказывать сыну или дочери о том, как вы провели сегодняшний день, с кем общались, что полезного сделали.
Говорите детям о том, что семьи, как и люди, разные, что они не бывают лучше или хуже. Просто они отличаются друг от друга: у кого-то есть только мама или папа, есть сводные братья или сестры, но каждый из них – человек со своим характером. Такие беседы помогают малышу строить отношения с другими людьми и понимать причину их поступков.
Во время походов в магазин учите ребенка общаться с людьми, покупать продукты, вежливо благодарить. Этот первый социальный опыт и обучение общению поможет малышу адаптироваться в обществе.
Играем вместе
Игра для детей 6 лет – не просто развлечение. Посредством игр девочки и мальчики познают мир, учатся общаться, находить правильные и рациональные решения.
Кроме того, играя, нужно приучать малыша к творчеству. Занятия лепкой из пластилина, аппликация, рисование карандашами, красками или мелками развивают моторику пальцев и стимулируют развитие мозга, что особенно важно в период подготовки к обучению в школе. Важно, чтобы работа ребенка была оценена взрослыми. Обязательно хвалите его за каждый рисунок или самоделку, отмечайте наиболее сильные стороны работы. Можно определить место для хранения таких работ, это будет стимулировать малыша к пополнению своей коллекции.
Ребенок 6 лет проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм. Помогите ему в этом, составьте компанию, это сближает и способствует развитию доверия и уважения ребенка к взрослым, а также его дальнейшей социализации.
Подвижные игры важно сочетать с занятиями за столом. Эта смена деятельности приучит детей 6 лет к школьному режиму дня, где усидчивость на уроках сменяется разгрузкой и двигательной активностью на переменах.
Играя, обучаем
Во время игр хорошо тренировать память и внимание. Предложите ребенку запомнить расположение вещей в комнате. Пусть он выйдет оттуда на минуту, спрячьте или переставьте на другое место какую-либо вещь, и пусть малыш попробует понять, что изменилось. Купите книгу, где нужно найти отличия на рисунках, и вместе их ищите. Интересно это делать на время.
У 6-летних детей область мозга, отвечающая за ассоциации, активно развивается. Поэтому для развития ребенка в этом возрасте полезно все, что касается зрительного восприятия, – слайды, картинки, художественные полотна. Особенно привлекает детское внимание их яркость, разнообразие красок.
Учите с детьми стихи, песни, занимайтесь иностранным языком, просите пересказать услышанную историю или сказку. Все, что тренирует память, способствует мозговому развитию и увеличивает процент успеваемости в школе.
Польза совместного отдыха
Новые впечатления полезны для воспитания шестилеток, поэтому совместные путешествия, поездки в другие города, села, к морю или озеру способствуют увеличению их мозговой активности. Пусть малыш потом нарисует картинки с изображением мест, в которых он побывал. Научите малыша фотографировать, возможно, это станет его новым увлечением. Обучение фотографированию – это приобщение ребенка к взрослой жизни, развитие ответственности, серьезного отношения к делу.
Задачи взрослых в это время – объяснять ребенку важность соблюдения режима дня, приучать его к активной и всесторонней деятельности: зарядка, чтение, уборка, отдых, помощь взрослым по дому, контроль за своим поведением, гигиена и т.д.
Понимание ребенком 6 лет важности того, что он делает, правил поведения и общения с другими людьми создает мощный фундамент его нравственного развития.