Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.
- Этапы дошкольного детства
- Восприятие, что это такое
- Значение восприятия
- Особенности развития в младшем дошкольном периоде
- Особенности восприятия детей 3-4 лет
- Предметность восприятия
- Отсутствие четкости восприятия
- Основные развивающие задачи периода
- Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников
- «Собираем капельки»
- «Спрятались под зонтики»
- Восприятие детей в среднем дошкольном периоде
- Восприятие средних дошкольников
- Особенности восприятия предметов (явлений)
- Особенности восприятия времени и пространства
- Особенности художественного восприятия
- Особенности восприятия себя и окружающих людей
- Игры, развивающее восприятие средних дошкольников
- «Мешочек с секретами»
- «Чей это звук?»
- «Угадай по запаху»
- Возрастные особенности восприятия старших дошкольников
- Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет
- «Назови предметы»
- «Что забыл нарисовать художник?»
Этапы дошкольного детства
- младший (3-4 года);
- средний (4-5 лет);
- старший (6-7 лет).
Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.
В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.
Восприятие, что это такое
В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.
Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.
Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.
Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет.
Значение восприятия
Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.
Особенности развития в младшем дошкольном периоде
Возраст характеризуется:
- активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
- началом использования речи и ее активным развитием.
Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.
Особенности восприятия детей 3-4 лет
Предметность восприятия
- Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
- Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.
Отсутствие четкости восприятия
Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.
Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.
Основные развивающие задачи периода
- Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
- Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
- Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
- Развитие восприятия формы и цвета предметов.
- Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.
Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.
Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников
«Собираем капельки»
Игра способствует:
- развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
- развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.
Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.
Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.
«Спрятались под зонтики»
Игра развивает:
- умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
- восприятие формы и цвета.
Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.
Создание игровой ситуации:
- «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
- Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
- «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».
Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.
Восприятие детей в среднем дошкольном периоде
Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:
- легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- знают и хорошо различают 7 основных цветов;
- имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
- знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
- разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.
Восприятие средних дошкольников
Особенности восприятия предметов (явлений)
К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».
Особенности восприятия времени и пространства
Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.
По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.
Особенности художественного восприятия
В течение дошкольного периода все дети — творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество — способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.
Особенности восприятия себя и окружающих людей
Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.
Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.
Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.
Игры, развивающее восприятие средних дошкольников
«Мешочек с секретами»
Игра способствует развитию:
- умения узнавать предметы по их основным признакам;
- на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.
Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.
Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.
«Чей это звук?»
Игра развивает:
- слуховое восприятие;
- способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).
Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.
Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.
Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.
Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.
«Угадай по запаху»
Задачи игры:
- развитие обоняния как формы восприятия;
- закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).
Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.
Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.
Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.
Возрастные особенности восприятия старших дошкольников
- Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
- Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
- Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».
Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.
- В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
- Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
- Еще одно важное приобретение этого возраста — появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.
Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.
Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет
«Назови предметы»
Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.
Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.
Оценка результатов:
Количество баллов | Затраченное время (сек) | Вывод об уровне развития восприятия | |
10 | менее 20 | Очень высокий | |
8-9 | 21-30 | Высокий | |
6-7 | 31-40 | Средний* (верхняя граница нормы) | |
4-5 | 41-50 | Средний (нижняя граница номы) | |
2-3 | 51-60 | Низкий | |
*Средний уровень соответствует возрастной норме.
«Что забыл нарисовать художник?»
Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.
Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.
Количество баллов | Затраченное время (сек) | Вывод об уровне развития восприятия |
10 | менее 25 | Очень высокий |
8-9 | 26-30 | Высокий |
6-7 | 31-35 | Средний (верхняя граница нормы) |
4-5 | 36-40 | Средний (нижняя граница номы) |
2-3 | 41-45 | Низкий |
0-1 | 45 и более | Очень низкий |