Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки. Рассмотрим теоретические основы математического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
- Почему это так важно?
- Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?
- Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком
- Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста
- Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?
- Структура математического занятия для дошкольника
Почему это так важно?
- Математика является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности
- Изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи)
- Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность
- Совершенствуется основы воображения ребенка
Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?
К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:
- Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
- Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы — величина, цвет, назначение, материал, форма)
- Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов
- Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти
- Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета
Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком
На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:
- Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
- Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
- Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
- Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т.д.)
- Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
- Использование игровой формы ведения занятий
- Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
- Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т.д.
- Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
- Научение детей восприятию количественных и качественных особенностей предмеов, формирование соответствующих представлений
Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста
Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.
Младший дошкольный период. В это время необходимые математические навыки и представления только начинают развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать представление о базовых операциях. Лучшими играми на развитие навыков мышления – детская мозаика (от 5 фрагментов), сложение геометрических фигур (от 4 деталей). Особого внимания к себе требует методика развития количественных и качественных представлений у дошкольников.
Средний дошкольный период. Происходит активное развитие знаково-символической функции сознания. Ребенка уже можно приучать к счету и самым простым математическим операциям. Закладываются основы логического мышления. К числу наиболее предпочтительных игр относятся: «Нелепицы», «Сосчитай предметы, «Найди пару», «Математическое лото», «Домино фигур». Для развития аналитико-синтетических способностей ребенка ему можно предложить игры наподобие танграма, где ему нужно будет составить из отдельных частей геометрическую фигуру, силуэт животного и т.д.
В старшем дошкольном возрасте для детей все более заметную и значимую роль начинает играть самостоятельность ребенка, его способность к самоорганизации. Все более значимую роль приобретает логическое мышление.
Ребёнок начинает пробовать составлять рассказы по картинкам, составлять логические ряды, соблюдая правильную последовательность элементов.
Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?
Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.
Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:
- Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
- Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
- Самодельный, либо фабричный.
Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:
- Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
- По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
- Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
- Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом
Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.
Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей. Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:
- Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
- Эстетичность. Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
- Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
- Прочность и надежность
- Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
- Принцип логического построения, объединяющего основы материала
- Однородность
Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?
- Активное применение на практике разнообразного дидактического материала
- Выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий
- Развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида
- Не только привитие ребенку математических навыков, но и подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т.д.)
Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.
Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса
Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:
- Грамотной
- Четкой
- Эмоциональной и живой
- Доступной
- Доброжелательной
- Умеренно громкой
Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.
Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.
Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:
- Грамотная
- Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
- Разборчивая и понятная
- Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
- Иметь достаточную громкость
Структура математического занятия для дошкольника
Правильная структура занятия является еще одним важным условием, на котором строится методика математического развития детей дошкольников.
- Вводная часть. Логическая разминка. Включает в себя наиболее простые задания для детей, которые должны «разогреть» ум ребенка, заинтересовав его и подготовив к занятию
- Основная часть занятия, в ходе которой происходит изучение нового материала для формирования математических представлений, либо закрепление уже изученного. Упражнения можно подбирать при помощи специальной методической литературы (хорошим примером может стать книга, которую составила Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития для дошкольников»).
- 3Пальчиковая гимнастика. Переключает внимание ребенка, служит предупреждением переутомления. Для этих же целей можно использовать физминутку (если занятие было связано преимущественно с интеллектуальной деятельностью), артикуляционную гимнастику или упражнения для глаз (если у ребенка было активное занятие с использованием подвижных игр).
- Повторение пройденного материала.
- Рисование, шнуровка, либо игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Развитые математические навыки у детей дошкольного возраста позволит ему не только успешно приступить к школьному обучению, но и сформировать у себя такие качества, как усидчивость, внимание, целеустремленность.