Нравственное воспитание является важнейшей задачей социализации детей, во время данного процесса они приобщаются к моральным ценностям общества. По мере роста малыша происходит формирование их взглядов, убеждений, они овладевают правилами поведения в конкретном коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, с собой, с природой. В нашей статье мы расскажем о том, какие методы помогут воспитать личность с набором нравственных качеств.
- Задачи нравственного воспитания детей
- Сказка, как средство воспитания нравственности
- Видео. Мультфильм «Крошечка-Хаврошечка»
- Сюжетно-ролевая игра, как формирование нравственности
- Совместный просмотр мультфильма
- Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка
- Личные примеры, как методы формирования нравственности
- Видео. Социально-моральное и нравственное воспитание детей — беседа с психологом
Задачи нравственного воспитания детей
Что же является основой нравственного воспитания ребенка? Прежде всего это такие качества, как человечность, чуткость не только к окружающим людям, но и природе, животным, отзывчивость. Многие недоумевают, как же в наш скоростной век, когда родители все время заняты, развить чуткого и доброго дитя.
Оказывается, что ничего нового придумывать не нужно, следует ориентироваться на психологические потребности крохи и, опираясь на эталоны нравственного характера, производить формирование здоровой личности.
Итак, какие же основные задачи нравственного воспитания?
- Прежде всего это: знакомство с нормами поведения, принятыми в данном обществе.
- Развитие чувственности.
- Развитие убежденности.
- Работа над умением следовать нормам поведения.
Данные задачи можно легко решить, опираясь на внутреннюю психологическую потребность детей, как источник развития. Прежде всего это:
- Игра.
- Общение.
- Познание.
Исходя из психологических состояний дошкольников, формирование нужных качеств может происходить, опираясь на такие методы, как: сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, совместный просмотр и обсуждение мультфильмов, беседа.
Сказка, как средство воспитания нравственности
Один из путей достижения нравственного развития дошкольников проходит через прочтение художественной литературы, особенно хороши для этих целей сказки. Именно сказка идет по жизни с малышом, начиная с периода младенчества. В сказке он начинает знакомиться с отношениями героев, которые переносятся затем на взаимоотношения ребенка с родственниками. Сказки являются средствами формирования личности, с индивидуальными понятиями о добре и зле. Они учатся строит речь, понимать переживания героя, учатся снимать тревогу.
Совет: подбирать сказки нужно исходя из возраста малыша, таким образом, чтобы они развивали его чувства, а не рассудок, для этого, как нельзя лучше, подойдут волшебные сказки, которые имеют незамысловатый сюжет.
Основная задача родителей во время нравственного развития основывается на правильном подборе сказок, которые должны оказывать лишь положительное влияние на эмоции малыша. Сказка должна воспитывать уверенность в своих силах. Для детей младшего возраста помогут для формирования справедливости, и взаимовыручки, такие сказки, как:
- Заюшкина избушка.
- Волк и семеро козлят.
- Лисичка со скалочкой.
- Кот, петух и лиса.
- Заяц-хваста.
Помогут разобрать категории добра и зла произведения, в которых добро побеждает зло, говорящие о том, что зло всегда наказуемо, это прежде всего:
- Заюшкина избушка.
- Красная шапочка.
- Зимовье.
Средствами формирования нравственного воспитания дошкольников выступают сказки, причем они не дают конкретных наставлений, типа: «слушайся родителей», в их сюжете содержится урок, который во время прочтения родители должны обсуждать с детьми.
Слушаться родителей учат такие сказки, как:
- Снегурочка.
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
- Гуси-лебеди.
Говорят о трудолюбии:
- Крошечка-хаврошечка.
- Царевна лягушка.
- Мороз Иванович.
- Морозко.
Видео. Мультфильм «Крошечка-Хаврошечка»
Совет: даже, если ребенок читает самостоятельно, прочитанная взрослым вслух сказка воспринимается по–другому. Совместные чтения сближают душой взрослых и детей.
Сюжетно-ролевая игра, как формирование нравственности
Средствами формирования нравственности часто выступает игра, которая лежит в основе психологических потребностей дошкольников. Именно в игре ребята отражают различные события и общественные взгляды на них. Поэтому принято основой воспитания нравственности считать сюжетно-ролевую игру, в которой они учатся преодолевать трудности, сдерживать свои эмоции, общаться со взрослыми и ровесниками.
Для малышей трудовая деятельность, проведенная совместно с родителями, проходит в качестве игры. Когда малыш лепит с мамой пирожки или забивает с папой гвоздь, то он учится взаимопомощи, доверию, сотрудничеству.
Во время игры малышу нужно давать самостоятельно выбирать сюжет, если взрослый насильственно станет корректировать деятельность, менять правила, то он таким образом погасит интерес и радость.
Если для младших детей требуется обязательное участие взрослых в игре, то для дошкольников это не обязательно. Они могут выбирать сюжет, устанавливать правила, распределять участников. Но это не значит, что нужно все оставлять на произвол. Взрослому нужно контролировать игровую деятельность и, при необходимости, корректно ее направлять. Средствами формирования нравственности выступают следующие игры:
- Семья, где взрослые могут играть роль детей, а дети – роль взрослых. Кстати, в данной игре родители могут узнать что-то новое о своих взаимоотношениях с детьми.
- Сделай комплимент. Можно придумать волшебный стульчик, на который садится один из членов семьи и называть хорошие качества данного человека, исходя из букв имени. Например, Ваня: В – вежливый, А — артистичный, Н — находчивый и т.д.
- Больница, в которой дети учатся не бояться врачей и общаться в новой обстановке.
- Чудо-дерево. Можно украсить веточку чудесными листьями, взятыми из корзиночки. На листочках можно написать добрые дела членов семьи или пожелания, или комплименты. В итоге сухое дерево повеселело и зазеленело, как и жизнь семьи, где все становятся ближе друг к другу.
Совместный просмотр мультфильма
К сожаления дети проводят много времени за просмотром мультфильмов, которые считаются основой нравственного воспитания. Герои мультиков носят образцы поведения: они говорят о добре и зле, жадности и щедрости, о помощи и вреде. Именно такие противоположности качеств считаются средствами для распознавания образцов необходимого поведения.
Очень часто герои мультфильмов несут однозначную оценку, которая соответствует эмоциям конкретного возраста. Мультфильмы должны показывать перевес эмоциональной окраски над рациональной сущностью. Мультфильмы – это довольно действенные способы, помогающие формировать нравственные качества, благодаря своей зрелищности.
Важно! Добрый мультфильм, просмотренный своевременно, является прекрасным средством развития нравственной личности.
Именно поэтому ведется много споров по поводу вреда зарубежных мультиков на несформированную психику дошкольников, так как они имеют элементы насилия, агрессии, нежелательных черт поведения. Особенно данная проблема актуальна в дошкольный возраст, поскольку дети склонны к подражательству. Именно поэтому родителям необходимо обращать внимание на то, что смотрит их чадо.
Следует выбирать такие мультфильмы, в которых зло наказуемо, где перевоспитываются плохие черты, добро награждается, где отрицательные черты преподносятся с юмористической точки зрения, а главные герои имеют отрицательные черты только лишь по такой причине, что с ними никто не дружит.
Среди мультфильмов, который учат дружбе, нравственности лежат такие, как:
- Малыш и Карлсон.
- Чебурашка и крокодил Гена.
- Цветик-семицветик.
- Простоквашино.
- Кот Леопольд.
При правильном подходе мультфильм должен быть основой развития нравственности дошкольников, ведь довольно-таки наглядны те уроки, которые преподносит экран. Однако, воспитывать малыша должен не экран, а взрослый, сидящий рядом, а мультик должен быть лишь воспитательским инструментом, таким как книги и игрушки.
Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка
В основе нравственного воспитания дошкольников лежит семья, никакие корректирующие методы не помогут в формировании гармоничной личности малыша при отсутствии личного примера нравственности дома. Только в семье ребенок получает действительный опыт, а детский сад способен лишь оказать методы незначительной коррекции.
Ребенок копирует поведение родителей, словно через призму родительских взглядов он сморит на внешний мир.
Личные примеры, как методы формирования нравственности
Главные методы домашнего развития личности – это личный пример родителей. Иногда существует мнение, что и в благополучных семьях может вырасти неблагополучный ребенок. Конечно, на формирование детской психики оказывают влияние многие факторы, но все-таки главный из них – это родительский пример.
Личный пример выражается в ежедневном поведении взрослых. Детки реагируют не на «нотации», а на то, что они видят, если родители используют в речи уменьшительно-ласкательные слова, то и малыши в своей речи также будут использовать данные выражения.
Когда кроха слышит ненормативную лексику, то он во время ролевых игр будет ее использовать.
Методы родительского воспитания основаны на высказывание личностного отношения к происходящим событиям. Например, папа с сынишкой идут, а им встречается компания, которая курит и пьет пиво. В данном случае воспитательным моментом послужит негативное отношение, высказанное вслух, без лишних эмоций.
Также способом формирования нужных качеств будет соответствие родительских слов по отношению к делу. Если взрослые что-то требуют от детей, то они должны прежде всего выполнять это требование сами.
Например, выдвигая требование убирать свои вещи на места, необходимо прежде всего следить за порядком в своих вещах. Если ребенка учат говорить только правду, а мама, не желая общаться с соседкой, просит сказать мужу, что ее нет дома. Естественно таким образом происходит неосознаваемое приучение детей говорить неправду.
Когда ребенок чувствует любовь родителей, то он растет более уверенной личностью, поэтому очень важна в доме благоприятная атмосфера, мягкий голос, добродушный тон. Когда у малыша проскальзывают нарушения в поведении, то следует посмотреть на свои поступки, особенности, потому что дети впитывают только то, что видят. Если взрослые, окружающие кроху, постоянно напряжены и встревожены, то и малыш соответствующе будет воспринимать свое окружение.
Имеются разные методы регулирования нравственности детей, но тем не менее, лишь опыт, полученный в семье, стает основой будущей личности ребенка.