Нет такого человека, которому было бы неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака. Произведения этого талантливого поэта и драматурга навсегда откладываются в памяти любого, кто хоть однажды их услышал. На его стихах росло не одно поколение. Благодаря простой рифме и лёгкому слову, его сказки, пьесы и стихи находят живой отклик у детей любого возраста.
Кстати! Узнайте больше, чем жил и о чем думал Самуил Маршак
Творчество Маршака – философия жизни
Его сказка – часто не выдумка, а быль, хитро переплетённая с вымыслом. Его поэзия – не просто пересказ о событиях и делах, а целая философия. Они ненавязчиво рассказывают детям об окружающем мире, развивают фантазию и речь, чувства и разум, формируют нравственно-этические ценности. Передача этических моделей поведения в них осуществляется не с помощью абстрактных понятий, а через поступки настоящих героев, людей или животных, поведение которых очень важно для ребёнка.
В начале 1920-х годов Маршак издаёт свой первый стихотворный сборник для самых маленьких читателей ⛄️. Заинтересованность в детях у поэта проснулась намного раньше того, как он стал сочинять для них.
Он часто встречался с детворой без всякого повода, при малейшей возможности посещал начальные классы петербургских школ, детские дома и приюты. Он придумывал и рассказывал ребятам невероятные небылицы и увлекательные истории, а также активно играл с ними. Видимо, благодаря этому он получил глубокое, всестороннее понимание детей, а его книги так легко завоёвывают сердца читателей.
Произведения С.Я. Маршака праздником входят в каждый дом для детей любого поколения, разгоняют грусть и тоску, вызывают улыбку ☺️ и смех. Они знакомы нашим детям, нам самим, нашим мамам и папам и даже более старшему поколению. Вероятно, потому, что они как-то по-особенному, «по-маршаковски» передают народные мотивы, насквозь пронизанные живой речью и знакомыми с младенчества сказочными историями.
Они соединяют различные жанры народного творчества: потешки, загадки, прибаутки, заклички, дразнилки, скороговорки.
Побежала мышка-мать, Стала кошку в няньки звать: — Приходи к нам, тётя кошка, Нашу детку покачать.
«Теремок», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Кошкин дом» — все они построены на фольклоре разных стран и народов и передают мотивы добра, благодетели и радости жизни, иронически и юмористически разоблачая глупость и зло. Именно это и создаёт эффект воспитательности в его произведениях и наделяет их педагогической ценностью.
Счастливое детство и лесная книга
Дети нашего двора
Особая роль в творчестве Маршака отведена самим детям. Это яркие, реалистичные фигуры, в которых узнаётся мальчишка из соседнего двора или одноклассник. А может, ребёнок узнает в них и самого себя?
Подрастающие дети очень активны и любознательны («Мяч», «Усатый-полосатый»), с удовольствием помогают старшим («Круглый год», «Разноцветная книга») и, познавая мир, готовятся к взрослой жизни («Дети нашего двора», «Хороший день», «Великан»).
Объединяет все произведения Маршака тема счастливого детства. Она раскрывает основные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на пути взросления: взаимоотношения между разными поколениями, проблемы
Детки в клетке
Ведущую роль в произведениях Маршака играют братья наши меньшие. Повествуя о животных, он подразумевает людей и учит малышей сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, учит любить животных, тем самым прививая любовь к людям.
Стихотворение «Детки в клетке» очень нравится детишкам дошкольного возраста. Произведение повествует о буднях Зоосада и их жителях: крокодиле, слоне, медведе, кенгуру, обезьяне, львах и многих других.
Показав себя народу, Бегемот уходит в воду. Спит сова, вцепившись в пень, Спит олень, и спит тюлень.
В забавные четверостишия, вызывающие улыбку, иногда вкрадываются грустные и трогательные нотки. Ведь героев за решёткой посещают те же чувства, что и людей: досада, гнев, растерянность и печаль.
В «Сказке о глупом мышонке» мы снова видим животных, но узнаём в них людей – взрослых и ребёнка. ☀️ Произведение рассказывает о маме-мышке, которая безуспешно старалась убаюкать неугомонного малыша и пыталась подобрать ему няньку среди других животных. Но детёнышу не понравился никто, кроме тёти кошки.
Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: — Голосок твой так хорош. Очень сладко ты поешь!
Что было потом, всем известно, и мораль понятна.
Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать…
А потом автор расскажет продолжение – «Сказку об умном мышонке», где описываются приключения глупого мышонка после того, как кошка похитила его. Он даже не подозревает, сколько опасностей его поджидает в лице диких зверей.
Проводится аналогия с подростком, который стремиться покинуть отчий дом и вырваться в большую жизнь.
Самостоятельная жизнь – это уже не игра.
Герою предстоит повзрослеть и совершать по-настоящему серьёзные поступки, а также сделать трудный выбор спастись или погибнуть.
С азбукой по жизни
У С.Я.Маршака есть четыре произведения в форме стихотворной азбуки. Пожалуй самое яркое из них –«Весёлое путешествие от А до Я». Его по праву можно назвать поэтической энциклопедией. В ней автор приглашает детей в путешествие по строчным буквам алфавита.
Занимательная поездка по страницам букваря поможет детям узнать и запомнить буквы, а также познать окружающий мир ⛈️, систематизированный по азбучному принципу и движущийся вместе с читателем сквозь географическое пространство. Вот маляры и плотники, а вот славный детский лагерь Артек, вот почта и зоопарк, а вот дети, сажающие лес. Благодаря весёлому содержанию и живому участию ребёнка, процесс обучения становится интереснее.
Маршак – это символ большого искусства для маленьких. Это символ детства многих поколений. Это символ неустанного творчества. Это символ несокрушимого патриотизма. Он – современник в любые времена, и он всегда живой.