Когда ребенок начинает произносить первые звуки, у родителей появляется ощущение непередаваемого счастья. Надеются, что у него все будет хорошо. К сожалению, не всегда желания бывают реальностью, и по мере взросления появляются проблемы с речью. Она может быть несвязной, произносятся лишь некоторые звуки, малыш не разговаривает вообще. Почему ребенок в 2 года не разговаривает, а лишь мычит, указывает на видимые предметы пальцем? Физиологические ли тому причины или может неправильное воспитание, разберемся в ситуации, обрисовав имеющиеся причины.
Симптомы задержки развития речи у малыша
Когда ребенок не говорит в 2 года, но все схватывает на лету, у него развит интеллект, активно общается с родителями, окружающими людьми, обычно родители не бьют тревогу. Напрасно. Это явление называется экспрессивной речью. В логопедии и педиатрии выделяются несколько причин, которые объединены в группы: физиологические, психологические и социальные.
Физиологические
Изменения в наследственности, внутренние отклонения развития организма.
- В роду были родственники с задержкой речи, то есть начали произносить первые звуки поздно.
- Нарушение развития органов артикуляции – короткая уздечка языка, пониженный тонус лицевых мышц, врожденные патологии неба, языка, губ.
- Не развитость слуховых органов: тугоухость, отсутствие слуха.
- Расстройства нервной системы.
- Аутизм.
- Перенесенные травмы.
Психологические
Причины характеризуются психологической обстановкой в семье.
- На ребенка не обращают внимания.
- Родители находятся в постоянной ссоре, не разговаривают друг с другом.
- Ссоры, драки происходит на глазах малолетнего.
- Вредные привычки мамы или папы, или совместные.
- Воспитывают мать или отец одиночки.
Социальные
Причины связаны с внешними факторами, действующими на малыша:
- Постоянное сюсюканье, коверканье слов родителями. Ребенок не может понять правильность и смысл произношения слов.
- Отсутствие мотивации к разговору. Мама с папой обычно все выполняют за него. Чувствуя опеку, чрезмерную заботу, малыш не стремится к разговорам.
- Зависимость родителей от работы. Обычно такие родители мало проводят времени с ребенком, сидят за компьютером, планшетом, телевизором и не общаются с чадом. Ребенок говорить вообще не сможет.
- Двуязычие – мама, папа говорят на разных языках. Пытаясь понять смысл слов и их произношение ребенку становится трудно. Он замыкается в себе, перестает участвовать в беседе.
- Излишнее давление – нельзя требовать, нужно только подталкивать его к разговорам.
Не стоит откладывать поход к врачу, так как проблема в дальнейшем только усугубляется. Придется обращаться за помощью к специалистам.
Норма речевого развития в детском возрасте
Как определить правильно ли формируется речь у малыша? У ребенка за речь отвечает несколько органов, единого речевого органа нет. Слова формируются с помощью: дыхательной системы, жевательных и глотательных рефлексов. Прежде всего за речь отвечает определенный отдел головного мозга.
Этапы становления детской речи:
- 0 — 10 месяцев. Обычно младенец напоминает родителям, что голоден, нужно сменить памперс при помощи определенных сигналов: агуканье, гуление, крик. С возрастом, прислушиваясь к словам взрослых, он начинает произносить слоги. Часто это первые буквы словоформ. Например, слово мама, произносится как «ма» и т. д.
- 10 месяцев — 2 года. У ребенка появляются эмоции, он понимает фразы, сказанные взрослыми, но отвечает жестами. Ему свойственно звукоподражание. Например, слово конфетка, может быть заменено на «ляльку». Часто мама, чтобы облегчить малышу задачу, придумывает сокращенные названия предметам, животным, следуя из своего детства (машина – би-би и т. д.).
- 2 года и старше. В 2-3 года ребенок может соединять слова, превращать их в смысловую конструкцию. Его запас должен быть не менее 300 слов.
Практически в каждом кабинете педиатра на стене висят стенды, на которых расписаны нормы языкового развития младенца. С каждым месяцем, при посещении врача, он задает вопросы маме о том, какие звуки произносит малыш. Такое необходимо, чтобы заранее определить имеется ли патологии речевых особенностей.
Важно! У девочек развитие идет быстрее. Дочери всегда, начиная с раннего возраста, пытаются подражать матери в поведении и в разговорах. У мальчиков первыми словами чаще всего бывают слова, обозначающие действие.
Признаки «молчунов»
Определяют задержку в речи по некоторым симптомам, их должна знать каждая заботливая мама:
- У малыша отсутствует реакция на слова, жесты матери.
- В возрасте от 2 месяцев младенец пассивно ведет себя, не оказывает внимания на окружающее.
- Отсутствие речевых возгласов в возрасте до 1 года.
- В год он не произносит даже слоги, не реагирует на просьбу показать тот или иной предмет.
- Когда в 1 год 6 месяцев маленький не может сказать слово мама.
- В 2 года ребенок не может составить простые словосочетания, произносит слова неправильно, ему легче показать предмет рукой, нежели сказать, как он называется.
- Старше 3 лет дети не могут составить простые предложения, часто слово не произносят полностью, съедают окончания. Их речь не разборчива.
При таких проявлениях нужно обратиться к врачу за квалифицированной помощью. А поможет в этом логопед. Раннее обнаружение проблемы позволит вам быстрее установить причину и начать лечение.
Как помочь малышу научиться разговаривать в раннем возрасте
До обращения к врачу заботливые родители должны заниматься со своим чадом. Для этого существуют не очень хлопотные занятия и игры:
- Развивающие картинки. Вырежьте из газет, журналов, картинки с изображением животных, транспорта, окружающих предметов и т. д. На усмотрение родителей. Можно купить развивающие карточки в магазине детских игрушек. Ребенок должен достать картинку и назвать, что на ней изображено. Если затрудняется, сами назовите. Потом опустите картинку в общую кучку и снова попросите вытянуть изображение. Если попалась та же карточка, то малыш должен вспомнить, что вы говорили и как назвали.
- Купите азбуку для маленьких детей. В таких имеются маленькие четверостишья, которые легко воспринимаются детьми. Обычно они направлены на ассоциативную память. Дети хорошо запоминают их.
- Спрашивайте у ребенка кто, как говорит? Например, показав петуха, малыш должен прокукарекать и т. д. Можно также спросить какие звуки произносят предметы: едет машина, работает звонок.
- Развитие мелкой моторики пальцев и рук, которая отвечает за работу головного мозга в области речи.
Таких обучающих игр очень много. Эффект зависит от того, начнет ли ваш малыш произносить слова, которые вы просите от него. Проводить такие игры и упражнения нужно каждый день. Вспоминайте пройденный материал.
Важно! Не давите и не ругайте, чтобы желание учиться не пропало.
Если ваш ребенок не говорит в 2 года и отказывается говорить – это две проблемы. Первую можно исправить, изучив причины появления такого отклонения. Вторая проблема также поправима, но от вас потребуется много времени и желания. Не забывайте про детей, не думайте, что явление само пройдет. Если вовремя не оказать помощь (родительскую или врачебную), в дальнейшем такому ребенку с неправильной речью будет тяжело жить, общаться со сверстниками.
Моему внуку год и два месяца. Парень смышленый, но говорить не хочет. Баба, мама, причем мама у него все, в том числе и я, дед. Значит, у нас еще время есть, или уже надо беспокоиться? Слышит он прекрасно, активный, но молчит.