Многие родители не понаслышке знают, что чем больше потакать ребенку, тем больше он становится вредным. Он начинает считать, что ему все дозволено, а родители лишь должны его обеспечивать до тех пор, пока он не вырастит и не станет взрослым. Чтобы не допустить подобного, родители часто прибегают к наказаниям – устным или физическим. Можно ли, если да, то, как воспитать ребенка без криков и наказаний? Попробуем разобраться: действительно ли наказание детей – необходимость для родителей.
- История: как наказывали детей на Руси и в России
- Допустимо ли физическое наказание: мнение специалистов
- Частые причины непослушания ребенка
- Оправданно ли наказание детей и насколько оно необходимо
- О наказании в разном возрасте
- Дети до 3-х лет
- От 3 до 5 лет
- От 5 до 8 лет
- От 8 до 13 лет
- От 13 до 18 лет
- Правила поощрения детей в семье
- Как не потерять доверие ребенка
- Когда нельзя наказывать ребенка
- Мнение Доктора Джеймса Добсона о наказании детей
- Советы психолога: наказание без вреда для психики
- Видео: Доктор Комаровский о наказаниях детей
История: как наказывали детей на Руси и в России
Для начала попробуем рассмотреть то, какую точку зрения имели наши предки насчет наказаний своих детей. До 21 века, людей мало заботила гуманность, когда дело касалось воспитания детей. Раньше у людей не было проблем с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый, даже, казалось бы, невинный проступок полагалось то или иное наказание. То, что сегодня многие родители считают дозволенным поведением – плач в общественных местах, нежелание есть ту или иную пищу, для наших предков было подходящим поводом, чтобы лишний раз указать ребенку его место.
Избиение розгами. На Руси считалось, что наказание розгами «вострит ум», что только идет на пользу ребенку. С момента принятия «Домостроя» – уникального сборника советов для бытовой жизни русского человека, принятого в качестве основного закона, и до начала XIX века было принято, что каждую субботу взрослые должны «бить детей нещадно» – для профилактики. Даже, когда дети вели себя образцово, им все равно полагалась еженедельная порка.
Моральное унижение. Как бы это странно не звучало, но многие дети в то время предпочитали розги или удары ложкой по лбу, чем словесные унижения. Наши предки были специалистами в плане того, как унизить ребенка морально. К примеру, маленького проказника или лентяя могли нарядить в отличавшийся от общей формы костюм или повесить на грудь специальную табличку, на которой были написаны не самые приятные выражения. Естественно, что подобные счастливчики терпели оскорбления не столько от взрослых, сколько от своих же ровесников.
Лишение ребенка еды. Довольно жестокое наказание для нашего времени, однако, во времена Царя, и вплоть до середины XIX века это считалось действенным методом воспитания слишком дерзких детей. Когда ребенок переходил грань дозволенного, то родители гарантировали ему «персональные обеды» на следующие три дня. «Обеды» состояли исключительно из пары кусков хлеба и воды. Причем если ребенок не искупил свою вину за прошедшие три дня «диеты», то родители могли продлить сроки наказания.
Что касается времени наших бабушек и дедушек, то наверняка многие читающие эту статью родители застали такие наказания как: стояние коленами на гречке или горохе, воспитание отцовским ремнем со стальной бляхой, запреты на гуляния с дворовой ребятней и так далее.
Допустимо ли физическое наказание: мнение специалистов
Данный вопрос бурно обсуждается в среде психологов и врачей. Так, например, известный отечественный психотерапевт Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребенок: как воспитывать родителей?» замечает, что первое правило наказания для родителя — не допускать вреда здоровью ребенка: ни физическому, ни психическому.
Однако Татьяна Шишова, автор книг по воспитанию детей и борец против введения ювенальной юстиции по поводу этого высказывалась иначе:
«Да, наказывать детей можно, если на то есть крайняя необходимость, когда слова уже не действуют. Отношения детей и родителей строятся по такому же принципу, как и отношения государства со своими гражданами. Тот, кто имеет власть, тот имеет право наказывать. Государство делегирует власть родителям, на этом строится их авторитет. Если у нас будут запрещены физические наказания, то родители выведутся из категории родителей, дети будут к ним испытывать исключительно потребительское отношение, а это подорвет устои общества».
Мы же рекомендуем придерживаться баланса между двумя перечисленными выше мнениями.
В законе ничего не указано по поводу возможности причинения телесных наказаний ребенку, однако это не значит, что детей следует избивать за каждую провинность.
Частые причины непослушания ребенка
Давайте разберемся с этим вопросом с точки зрения психологии.
Почему у детей наблюдается склонность к желанию игнорировать требования и правила, установленные родителями?
На этот вопрос существует несколько возможных ответов.
- В жизни ребенка присутствует слишком много запретов;
- Ребенок наоборот привык позволять себе все;
- Ребенок может не слушаться, если он не может понять, чего вы от него хотите;
- Иногда ребенок хочет убедиться в том, что за нарушение правил вы действительно его накажите, иначе говоря, проверяет вас самих;
- Ребенок хочет привлечь к себе внимание;
- Он пытается продемонстрировать свой характер, убедить вас в том, что вы ему не указ.
Если ребенок все чаще перестает вас слушаться, то для начала необходимо обратить внимание на то, как вы его воспитываете, на обстановку внутри семьи, пересмотрите установленные для него ежедневные порядки.
Оправданно ли наказание детей и насколько оно необходимо
Всех родителей можно условно поделить на две группы: те, кто принципиально против того, чтобы наказывать детей, и те, кто наоборот – всеми руками за. Давайте разберемся, насколько необходимо наказывать своих детей. Чтобы это было понятнее, рассмотрим конкретный пример.
Представьте, что вы априори не можете никак наказать ребенка за его поступки. И вот, ваш ребенок случайно разбил вашу любимую вазу. Естественно вместо того, чтобы как-то проучить ребенка, вы скажите ему что-то наподобие следующего: «Молодец» или «Смотри, как вдребезги ты ее разбил, я бы так не смогла». Или допустим, ваш ребенок затеял драку с другим мальчишкой. Даже если инициатором драки оказался бы ваше чадо, вам бы все равно пришлось обвинять чужого ребенка в «избиении».
Иначе говоря, никак не реагируя на негативное поведение ребенка, вы рискуете воспитать в нем личность, которая привыкнет получать все по первому требованию, перестанет ценить имеющиеся у него блага.
Если в детстве не приучить ребенка к ответственности, то к моменту его окончательного взросления, он может превратиться в вполне маргинальную ячейку общества.
Теперь же вспомним про другую группу родителей, которая считает, что наказания для ребенка – необходимость. Эту группу можно разделить на две подгруппы. Первая – это та, в которой родители считают, что наказания должны носить исключительно физическое воздействие. Родители второй подгруппы наоборот – чаще наказывают детей лишением чего-то, или давят на них психологически.
Сразу уясните для себя, что причиняя физический вред ребенку каждый раз, когда он что-то делает не так, вы рискуете сломать его психику, сделав из него закрытого в себе несчастного человека. Иногда лучше лишить ребенка сладкого или компьютера на несколько дней, чем «всыпать» ему ремнем по мягкому месту.
О наказании в разном возрасте
Поведение ребенка напрямую зависит не только от его воспитания, но и от психофизиологических особенностей, обусловленных текущим возрастом. Давайте перечислим возрастные группы и попробуем определить особенности наказания детей разного возраста.
Дети до 3-х лет
В таком возрасте о каких-либо наказаниях не должно идти речи. Ребенок не осознает себя как личность, он не может контролировать свои желания. Поведение малышей больше напоминает поведение зверюшек (извините за сравнение за животными, если вдруг это кого-то обидит), которые подчиняются своим инстинктам.
От 3 до 5 лет
В этом возрасте ребенок уже осознает свое «Я», однако его понятия о морали, о хорошем и плохом еще довольно размыты. Дети в этом возрасте часто повторяют все за окружающими. К примеру, если ребенок матерно выразился, причем, возможно, оскорбив вас, то это не является причиной, чтобы его наказать. Вероятней всего, он услышал матерное выражение где-то на улице, по телевизору или от своих ровесников, при этом вряд ли он осознавал значение конкретного мата.
От 5 до 8 лет
Дети, которые пошли в школу, или только собираются, должны учиться выполнять установленные заранее требования. Им следует объяснить, что обещания следует выполнять. Лучшее наказание для детей этого возраста – лишение их чего-либо. Не выполнил домашнее задание? На улицу гулять не идешь. Отказываешься кушать, что приготовили? Тогда посиди заодно без телефона и планшета.
От 8 до 13 лет
Когда возраст ребенка близится к раннему подростковому (8-10 лет), он потихоньку начинает пробовать быть взрослым. Поэтому здесь важно договариваться с ним заранее обо всех последствиях его поведения. И, конечно, выполнять свои обещания. В таком возрасте ребенок как раз очень активно будет искать «дырки» в границах. Тут важна роль отца – ведь именно он по большей степени показывает границы. Обрати внимание на солидарность с мужем: договорись с ним о единой системе наказаний – чтобы не получилось, что мама за, а папа – против.
От 13 до 18 лет
С подростком часто бывает трудно договориться. Он нарушает запреты и не хочет брать на себя ответственность. Только ты своим примером можем показать ему, что есть хорошо. Ведь именно сейчас он озабочен этим вопросом и всячески пытается проверить – правду ли ему говорят, что это – можно, а это – нельзя. Объясни подростку, почему нельзя играть за компьютером целый день и почему непозволительно ругаться матом. Сейчас как никогда важно иметь возможность откровенно беседовать с отпрыском.
Правила поощрения детей в семье
Наказание и похвала – две стороны одной монеты. Между ними необходимо держать баланс. Поощрение ребенка может принести больше вреда, чем польза, если не придерживаться некоторых правил, некоторую часть из которых мы перечислим дальше.
Не преувеличивайте похвалу. Многие родители, стремясь расположить к себе ребенка, начинают разбрасываться ею направо и налево. Если постоянно утверждать ребенку, что он «самый лучший, самый чудесный, милый, незаменимый», то рано или поздно он начнет чувствовать вашу неискренность. Дабы опровергнуть эту неискреннюю похвалу, ребенок начнет себя вести неподобающим образом, ожидая вашей ответной реакции.
Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.
Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.
А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например:
«Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»
Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.
Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.
Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
Как не потерять доверие ребенка
Для потери детского доверия не обязательно прилагать много усилий, достаточно установить бессчетное количество всевозможных запретов, а за нарушение любого из них – моментально наказывать. В каких же конкретно ситуациях вы рискуете потерять доверие ребенка?
Когда дело касается запретов, то мы часто говорим «нельзя», «не трогай», причем ребенок видит, что нам-то это можно. Сами-то мы разве чего-то не делаем просто потому, что нельзя? Нет — мы чего-то избегаем только потому, что понимаем вредные последствия. И ребенок ничем не отличается.
Тут выход один — объяснять и показывать.
Слово «нельзя» лучше вообще изъять из оборота.
«Не нужно играть с ножом, потому, что он острый и можно порезаться» — берем пальчик ребенка и легонько колем ножом, или показываем свой порез. Очень доходчиво — он нормальный человек и боли будет избегать, инстинкт самосохранения врожденный.
Нет ничего страшного, если ребенок сам слегка порежется, обожжется, уколется, упадет — это бесценный жизненный опыт, без которого никто еще не обошелся. Конечно, такие уроки ребенок должен проходить под нашим присмотром.
Пока ребенок совсем маленький и наши словесные объяснения плохо понимает, очень опасные вещи (таблетки, например) лучше просто убрать так, чтобы они не попадались чаду на глаза.
Таких вещей очень не много, чаще запрещают то, с чем просто нужно научиться обращаться осторожно, а следить за процессом познания нам некогда. Но как он тогда научится?
Еще хуже запреты «не лезь», «не бегай», «не кричи». Мы запрещаем ему то, чего требует его природа — инстинкт познания, потребность в движении, естественное выражение эмоций. У него справедливо возникнет ощущение, что мы просто его не понимаем, а вообще против него — какое уж тут доверие? Чаще всего мы запрещаем это потому, что нам его действия неудобны. Тогда так и нужно объяснять — что нам он мешает, например.
Но не стоит ждать, что он сразу поймет и прислушается. До того, чтобы действительно научиться видеть и понимать потребности других, осознать, что он может мешать, ребенку нужно еще дорасти. Пока он маленький, он просто не способен вместить такие сложные вещи.
Не торопитесь считать его эгоистом — всему свое время, лет до пяти, а то и больше, детский эгоцентризм совершенно нормален.
Ребенок будет себя вести с вами так, как вы себя ведете с ним, и так, как ведет себя родитель его пола с вами. Это справедливо. Искусственное насаждение субординации — еще один способ потерять доверие ребенка. Если вам не нравится, что малыш по отношению к вам что-то себе позволяет, спросите себя: «У кого он этому научился?»
Если научился у вас, то, какое право вы имеете ему это запрещать?
Если научился у другого родителя, — то тоже? — ведь копирование поведения родителя нормально для ребенка. Что говорит ваше чувство справедливости? Есть только один справедливый способ исправить ситуацию — перестать подавать дурной пример, попросить, чтобы супруг (супруга) тоже перестали. А если сами не исправитесь, то не требуйте, чтобы ребенок смог то, чего не можете вы — будьте справедливы.
Когда нельзя наказывать ребенка
Случаются ситуации, когда в проступках ребенка нет его вины, а если и есть, то исключительно из-за детской оплошности. Существует несколько возможных случаев, когда нельзя наказывать ребенка.
- Во время болезни. Учитывайте, что в этот момент организм ребенка борется с заболеванием, а если лишний раз упрекать его в чем-то, то это может негативно сказаться на его здоровье.
- Перед сном или сразу после просыпания. Если наказать ребенка перед сном, то это наверняка скажется на качестве его сна, а если сделать это с утра, то ребенок может даже не вспомнить, за что его наказывают.
- Во время еды. Это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний.
- Непосредственно после физической или душевной травмы. Если ребенок разбился на велосипеде, сломав не только свою руку, но и само средство передвижения, то не вздумайте сразу выплескивать свой гнев на него, чтобы не причинять еще больше боли.
- Когда вы сами находитесь в плохом настроении. Если вас застало присутствие плохих эмоций, то это не повод пытаться их выместить, наказывая ребенка.
Мнение Доктора Джеймса Добсона о наказании детей
В своем труде «Не бойтесь быть строгими» он описывает свое отношение к наказанию детей. Далее мы приведем некоторые его конкретные мысли, некоторые из которых – наверняка не придутся по душе родителям нашей страны.
По мнению Джеймса Добсона, в некоторых ситуациях, допустимо применение крайних мер воздействия на ребенка, вплоть до причинения ему физического дискомфорта. Многие дети нуждаются именно в физическом наказании за непослушание. Это ситуации, когда ребенок своим намеренным непослушанием бросает вызов власти и авторитету родителей. Т.е. специально нарушает запрет родителей, чтобы «посмотреть, что из этого выйдет».
Добсон отмечает необходимость дисциплины в воспитании детей. По его мнению, без дисциплины невозможно воспитать в ребенке послушание, уважение к окружающим и готовность нести ответственность за свою работу. Доктор отмечает, что дисциплину ребенку должны прививать две организации – семья и школа.
Статья по теме: Как научить ребенка дисциплине
Советы психолога: наказание без вреда для психики
Ряд отечественных психологов отмечает, что наказывать, не нанося вред детской психике, можно, но для этого родителям необходимо придерживаться нескольких правил.
Ребенка не нужно наказывать просто так. Дети с раннего возраста познают мир, часто они это делают по-своему, что нередко приносит неприятности родителям. Дети могут ломать вещи, нарушать личное пространство других людей, однако наказывать за такое необходимо только в том случае, если ребенок делал это умышленно.
Следует разделять понятие «указание» и «предложение». Вместо фразы «не убегай слишком далеко от меня», попробуйте использовать «может быть, ты не будешь так спешить, нам не надо торопиться». В первом случае вы прямым текстом указываете ребенку, что ему нужно делать, во втором же – объясняете, почему ему нет нужды спешить.
Не нужно сильных эмоций. Многим взрослым свойственно контролировать всех вокруг, в особенности своих детей. Родители часто возлагают на ребенка ношу из ожиданий, но редко когда их ожидания воплощаются в реальности. Это приводит к нескрываемой агрессии со стороны родителя. Ребенка начинают угнетать и ругать за малейшую провинность. Подумайте о том, как неустойчивая психика может среагировать на ваше грубое замечание.
Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок вырос человеком полностью без воли и желаний, который будет подчиняться более влиятельным людям, не учитывая своих желаний?
Не наказывайте прилюдно. Вы представить себе не можете, как смущает и раздражает критика на людях. Даже взрослого человека. Унижая ребенка публично, вы тем самым переходите его личные границы, показываете, что вы и другие люди имеете право принижать его. Поэтому, если ребенок сделал что-то не так, отведите его в сторону и скажите, почему он не прав и как нужно поступить в следующий раз.
Видео: Доктор Комаровский о наказаниях детей