Процесс получения ребенком знаний, как бытовых, так и интеллектуальных, всегда проходит очень непросто. Маленький человек, с рождения окруженный лаской и заботой, вдруг сталкивается с первым понятием дисциплины, когда почему-то он что-то должен делать сам. Это вызывает у него неприятие и отказ подчиняться. И чем больше ребенок избалован родительским вниманием, тем эта негативная реакция будет сильнее. Но при этом, он все равно должен получить эти навыки, должен учиться, не для школы и отметок, а просто для того, чтобы нормально жить и развиваться дальше.
Возрастные трудности обучения
Примерно процесс получения интеллектуальных знаний начинается с пяти лет. Это очень опасный возраст. У ребенка именно в этот период складывается основа характера, и все будущие черты, в особенности, отрицательные, начинают проявляться гиперболизированно резко. Прежде всего, упрямство, желание настоять на своем, эгоизм, детская жестокость. Но с другой стороны, именно в этом возрасте ребенок наиболее любознателен, открыт для получения новых знаний и навыков, так же у него проявляются первые признаки усидчивости, развивается память и логическое мышление. В дошкольном периоде для преодоления трудностей в получении знаний успешно используется метод игрового обучения.
Начальная школа – наиболее трудный период. Именно сейчас ребенок сталкивается с понятием обязанности, долга и дисциплины. Так же параллельно с получением школьных знаний, он самостоятельно вырабатывает социальные навыки общения в коллективе, что тоже сильно влияет на учебу. И на этом этапе непросто ответить на вопрос, как заставить ребенка учиться: советы психолога и даже личный консультации не помещают.
В средней школе такие проблемы более редки, но тоже могут возникнуть. В этом возрасте лучше сразу обратиться к специалисту за психологической помощью. Так как на данном этапе развития, у ребенка уже полностью должны быть сформированы навыки получения знаний и выполнения обязанностей, как и должно уже быть развито некое чувство ответственности.
Проблемы в получении навыков обучения у ребенка
На первых этапах в дошкольном и младшем школьном возрасте основной проблемой, мешающей ребенку получать знания, могут быть либо неразвитые отношения в семье, когда ему уделяется недостаточно внимания со стороны родителей. Тогда ребенок использует отказ от выполнения заданий, как своего рода месть за недостаток внимания. Второй причиной является недостаточное владение навыками, необходимыми, для интеллектуального развития. Это не развитая память, внимание, отсутствие усидчивости, недопонимание важности занятий.
В средней школе причиной нежелания учиться может являться социальная неустроенность. Конфликты с одноклассниками или учителями. Тогда ребенок ассоциирует процесс получения знаний с трудностями в общении и отказывается от школы в целом, как от места возникновения проблемы, не задумываясь о разделении своего круга общения и процесса получения знаний. Второй причиной может являться отсутствие целеустремленности. В этом случае, ребенок просто не осознает, каким образом. Получаемые знания могут быть ему полезны.
Как заставить ребенка учиться: советы психолога
Любой специалист сразу скажет, что заставлять ребенка нельзя. Это просто бессмысленно. Любая попытка насильно попытаться привлечь ваше чадо к процессу обучения, приведет к совершенно противоположным результатам. Чувствуя давление, он еще больше начнет сопротивляться. Угрозы и упреки не действуют. Так же не стоит пытаться читать ребенку лекции о пользе обучения. Это лишь слова, которые не могут показать ему выгоду от процесса, да и постоянные серьезные разговоры на одну и ту же тему просто начнут его раздражать.
Постарайтесь доказать пользу образования наглядными примерами. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста все навыки прививаются через игру. Считать кубики или кукол интереснее, чем какие-то скучные цифры на листе. Зато ребенку сразу понятно, зачем нужен этот навык. Да и буквы на вывесках магазинов цветные и веселые, когда в книжке они все одинаковые.
В среднем школьном возрасте, ребенок нуждается в общении с родителями особенно остро. Приходит время авторитетов, и если ими станут не родители, а кто-то другой, удержать школьника будет трудно. Рассказывайте сыну или дочери, как вы сами учились, как учеба стала интеллектуальным приключением, зачем вам нужны были школьные знания и как вы их использовали. Это так называемый метод притчи, который всегда эффективен. Только опять же нельзя превращать рассказы в нотации. Это именно приятные разговоры для ребенка и для взрослого. Он должен видеть эмоциональную положительную сторону ваших воспоминаний, тогда он поверит. Параллельно обязательно нужно давать навыки общения в коллективе, чтобы уберечь ребенка от проблем общения с одноклассниками, которые могут сказаться на его желании учиться. Придумайте общее интеллектуальное увлечение для семьи, куда обязательно вовлекается ребенок. У него будет свой мир, развивать который смогут помочь только новые знания. Так появится желание учиться.