Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Главные принципы нравственности и духовности человека получают свою основу в воспитании детей, когда они находятся в начальной школе.

Воспитанием младших школьников во внеурочной деятельности занимаются педагоги и родители.

Ребенок учится важнейшим основам поведения, складываются его взгляды на окружающее пространство, он учится понимать сверстников, создаются нравственные убеждения личности младшего школьника. В это время необходимо научить школьника правилам и нормам, которые действуют в обществе.

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность — воспитательный процесс

?Младшие школьники эмоционально воспринимают окружающий мир.?

Этот возраст особенно восприимчив к нравственному и эстетическому воспитанию, важно не пропустить это время и способствовать формированию полноценного члена коллектива, который усвоит нравственные и культурные ценности общества, в котором он живет. Согласие с окружающими – это главная цель воспитания. Исследователи в области педагогики свидетельствуют о том, что в настоящее время духовное совершенствование детей отстает от интеллектуального развития. Мальчики и девочки приносят домой дневники с хорошими отметками, однако не умеют понимать окружающих и правильно оценивать их действия.

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Направления внеурочной деятельности

Нравственное воспитание в школе и в семье

Для того чтобы нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности приносило свои результаты в виде положительного поведения детей, необходима слаженная работа всех звеньев воспитательного процесса. К ним относятся: уроки по школьной программе, воспитание и обучение детей в группах продленного дня, руководство поведением детей дома. Родителям не следует перекладывать ответственность за духовное и нравственное воспитание своих сыновей и дочерей на школьного учителя и воспитателя ГПД. Школа – это только часть образовательной системы, где по специальным программам младших детей обучают грамоте: счету, письму и основам жизнедеятельности. Родители обязаны активно включаться в воспитательный процесс, несмотря на занятость на работе, и ознакомиться с основными образовательными программами, по которым обучаются их дети.

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание — задача и родителей, и школы

Положительный пример взрослых оказывает наиболее сильное влияние на младших школьников. Дети копируют поведение родителей: мамы и папы.

Образовательная программа, в основном, рассчитана на обучение детей школьным предметам, при этом государство берет на себя ответственность за этот процесс. Многие родители понимают процесс воспитания детей, как обучение их грамоте и знанию школьных предметов, не заботясь об их эстетическом и нравственном воспитании. Главное внимание они уделяют контролю выполнения детьми домашних заданий и ставят целью хорошие отметки, не размышляя о духовном развитии ребенка.

Читайте еще:  Критерии выбора школьной формы

Нравственное воспитание школьника на примере родителей

Педагоги советуют родителям помнить о том, что главная цель воспитания ребенка – подготовить его к общению со сверстниками, с людьми разных возрастов (нравственное воспитание), научить видеть красоту природы (эстетическое воспитание).

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Результаты всестороннего нравственного воспитания

?Нравственное формирование личности младших школьников должно осуществляться родителями. Педагоги акцентируют внимание на том, что основы нравственности закладываются, в первую очередь, в семье. Благополучная семейная пара, имеющая детей – основная ячейка общества, в которой будут воспитаны полноценные члены общества. Если младший школьник видит маму и папу, совершающих неблаговидные поступки, ссоры, конфликты внутри семьи, скандалы своих родителей с соседями, он непременно станет повторять эти сценарии в своей личной жизни.

Совет родителям: если подобная ситуация произошла в жизни и ребенок стал свидетелем ссоры или конфликта, то для предотвращения негативного влияния на его нравственное развитие нужно дать оценку своим поступкам и действиям окружающих с позиций морали и этических норм.

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Результаты и эффекты внеурочной деятельности

Гражданское воспитание детей во внеурочной деятельности

Гражданское воспитание младших школьников представляет собой процесс, когда формируется личность ребенка как члена общества. Это происходит в коллективе сверстников на школьных уроках в классе, в разновозрастном коллективе на различных школьных и внешкольных мероприятиях, в семье, когда родители и другие родственники своим личным примером показывают ребенку образцы поведения. Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к таким стандартам, которые задаются взрослыми. Родители – это те люди, которым они особенно доверяют, поэтому усваивают их поведение, не рассуждая, и воплощают их действия и поступки в своей собственной жизни. Младшим школьникам трудно отличить положительные поступки и поведение взрослых от недоброго поведения. Поэтому они подражают родителям, не задумываясь.

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Национальные ценности как результат гражданского воспитания

Детей надо научить многим качествам, которые будут им необходимы во взрослой жизни:

  • понимать окружающих людей,
  • уметь оценивать поступки другого человека,
  • верно оценивать свои собственные поступки по отношению к другим людям,
  • правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми,
  • уметь самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия,
  • брать на себя ответственность за свою судьбу и за судьбы родных и близких людей, друзей.
Читайте еще:  Пубертатный период: психологические проблемы и как их решить

Морально-правовое воспитание через игру

В воспитательной деятельности педагоги применяют ролевые игры, разыгрывая с детьми сцены из реальной жизни, из книг и учебной литературы. Это способствует усвоению детьми морально-этических норм, принятых в обществе. Научить детей коммуникациям – главная цель игры. В этом случае игра представляет собой оригинальную репетицию, которая позволяет разыграть разнообразные случаи из жизни и научить детей правильному поведению в разных жизненных ситуациях.

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Игра Зарница как воспитательный метод

К примеру, педагоги на занятиях в ГПД через игру учат детей такому поведению:

  • как подружиться со сверстником, показать ему свою симпатию и наладить дружеские отношения,
  • как ответить на проявление дружбы,
  • что необходимо делать, когда возникает конфликт в школьном коллективе, в классе или с незнакомыми людьми на улице, в транспорте; как правильно подобрать нужные слова и как ответить, чтобы ссора не развивалась,
  • учат сдержанности: не дать волю гневу по отношению к окружающим, когда другие школьники сказали обидные слова или попытались высмеивать,
  • как решительно отказаться от рискованных предложений незнакомцев, которые пытаются чем-то угостить, или друзья решили развлечься и пытаются втянуть ребенка в свою авантюру.

Игровая форма способствует лучшему усвоению морально-этических правил поведения в коллективе сверстников и в обществе людей разного возраста.

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Формы организации внеурочных занятий

Индивидуальные воспитательные беседы с детьми

Воспитательные мероприятия проводятся в группах, что способствует коллективному усвоению детьми морально-этических норм и правил поведения в обществе. Иногда требуется индивидуальное занятие со школьником. Опытный педагог определяет в этом необходимость и проводит с ребенком личную воспитательную беседу. Нужно дать младшему школьнику возможность высказать свое мнение и различные сомнения, понять, что беспокоит его, помочь осознать свои недостатки и дать совет по их исправлению, корректировать его поведение. Родителям важно знать, что в такой беседе важно не оказывать на школьника давление и тем более не высмеивать ребенка, когда сын или дочь высказывают свои сомнения и беспокойство.

Читайте еще:  Специалисты выяснили, можно ли давать детям свежевыжатые соки
Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Воспитательная беседа с ребенком

?Окрики и наказания не способствуют развитию гармоничной личности ребенка.?

Формирование эстетически развитой личности школьников

Человек является частью природы, поэтому важно дать младшим школьникам основы экологических знаний, научить их жить в гармонии с природой и чувствовать свою ответственность за ее состояние. Для достижения этих целей в младшей школе проводятся мероприятия по нравственно-эстетическому воспитанию школьников:

  • конкурсы рисунков и поделок из природных материалов,
  • походы на природу, прогулки в парках,
  • беседы о прекрасном, основанные на просмотренных фильмах о природе или прочитанных произведениях литературы,
  • экскурсии на выставки художественного творчества и в музеи,
  • работа на пришкольном участке (самостоятельное выращивание растений, посадка цветов),
  • привлечение детей к оформлению классной комнаты.
Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Экскурсия в музей

Таким образом, в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников у детей складывается бережное отношение к природе, формируются основы эстетического восприятия мира, они чутко откликаются на все прекрасные проявления мира. Занятия в кружках творчества способствуют пробуждению у детей фантазии, они самостоятельно создают красивые вещи. Лучшими занятиями для этого считаются: лепка из природной глины, моделирование, рисование карандашами и акварелью.

Совет родителям: помогите своему ребенку определить, какое творческое занятие ему больше всего подходит, что ему по душе. Создание произведений искусства способствует его эстетическому развитию и созреванию ребенка как нравственной и духовной личности.

Воспитание у детей чувства долга перед обществом

Гражданско-патриотическому воспитанию школьников в начальных классах уделяется много внимания. Прочтение художественной литературы призвано формировать у детей чувство долга. Вначале у ребенка вырабатывается ответственность перед коллективом за свои поступки, а затем, по мере взросления, дети начитают осознавать свои обязанности перед обществом в целом и перед своей  родиной.

Основы воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Семейное дерево — метод воспитания

Совет родителям: создайте вместе с сыном и дочкой семейное дерево, расскажите об истории семьи, какой вклад в развитие общества внес каждый член семьи, о патриотических поступках, как защищали родину их деды и прадеды.

Таким образом, ответственность о духовном развитии детей возложена на родителей, от них зависит моральный облик взрослого человека, которым станет их ребенок. Окончив обучение в общеобразовательной школе, человек должен быть полностью подготовлен к дальнейшей жизни, а основы его воспитания и нравственности закладываются именно в начальной школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: